Новости Росаккредитации 2021. Важно

БЛИЖАЙШИЕ  КУРСЫ

ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА ГОД

АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ РОСАККРЕДИТАЦИИ

НОВОСТИ РОСАККРЕДИТАЦИИ 2022

НОВОСТИ РОСАККРЕДИТАЦИИ 2020

Поздравляем всех участников системы аккредитации с Новым годом!

31 декабря 2021

Уважаемые участники национальной системы аккредитации!
Поздравляем вас с наступающим Новым годом!
Желаем вам реализации намеченных планов, профессионального роста, здоровья и взаимопонимания.
Пусть все перемены, которые принесет наступающий 2022 год, будут только к лучшему.
Федеральная служба по аккредитации

Приняты нормативные правовые акты во исполнение закона об аккредитации

13 декабря 2021

Принят ряд нормативных правовых актов в целях реализации Федерального закона от 11 июня 2021 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», вступающего в силу с 1 марта 2022 г. Это постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2021 г. № 2048 и от 26 ноября 2021 г. № 2050, приказ Минэкономразвития России от от 29 октября 2021 г. № 657, приказ Федеральной службы по аккредитации от 15.10.2021 № 178. Документы разработаны Минэкономразвития России совместно с Росаккредитацией. Реализация новых нормативных правовых актов направлена на цифровизацию процессов и повышение качества предоставления государственных услуг в области аккредитации.

В принятых нормативных правовых актах реализованы требования международных документов в части введения понятия схема аккредитации, проведения свидетельской оценки заявителей и аккредитованных лиц, а также выездной оценки их соответствия критериям аккредитации с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- и видео-конференц-связи (ВКС, удаленной оценки).

С 1 марта 2022 г. заявление об аккредитации (расширении области аккредитации, подтверждении компетентности аккредитованного лица) можно будет подать через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Оптимизированы процедуры аккредитации (расширения области аккредитации), подтверждения компетентности аккредитованного лица в целях защиты интересов заявителей, аккредитованных лиц (сокращается срок со 100 до 61 рабочего дня при аккредитации и до 48 рабочих дней – при подтверждении компетентности аккредитованных лиц).

С 1 сентября 2022 г. при подаче заявления на предоставление государственной услуги заявители, аккредитованные лица должны будут представлять анкету самообследования.

Установлен новый порядок рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении деятельности в области аккредитации. Теперь до подачи заявления о прекращении действия аккредитации аккредитованное лицо обязано направить в Росаккредитацию уведомление, содержащее информацию о принятых решениях в отношении действия документов об оценке соответствия, которые были выданы в период действия аккредитации и срок действия которых не истек. Установлен также порядок уведомления аккредитованными лицами заказчиков о прекращении своей деятельности, в том числе в целях принятия заказчиками решения о передаче сертификатов соответствия на серийно выпускаемую продукцию для проведения периодической оценки сертифицированной продукции в другой аккредитованный орган по сертификации.

Внесены изменения в Методику определения размеров платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы их соответствия критериям аккредитации в части включения в нее расчета трудоемкости работ и значений корректирующих коэффициентов при проведении экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, осуществляемых для органа по валидации и верификации парниковых газов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. № 2050 утверждены правила:

  • осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации;
  • проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица;
  • внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц и предусмотренные пунктами 7 и 8 части 1 статьи 21 Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»;
  • рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении действия аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации.

Также постановлением внесены изменения в Правила формирования и ведения реестров: аккредитованных лиц, экспертов по аккредитации, технических экспертов, экспертных организаций и предоставления сведений из этих реестров в части уточнения сведений, содержащихся в реестре аккредитованных лиц и реестре экспертов по аккредитации.

Признается утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2014 г. № 519, которым утверждены общие сроки осуществления аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе проведения документарной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и проведения выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также сроки отдельных административных процедур при осуществлении аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2021 г. № 2048 внесены изменения в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, государственными корпорациями, наделенными в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, государственных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 352, и методику определения размеров платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и максимальных размеров платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. № 653.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 657 (зарегистрирован Минюстом России 30 ноября 2021 г., регистрационный № 66068) утверждены:

  • порядок заполнения форм заявлений об аккредитации, расширении области аккредитации, проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, прекращении действия аккредитации;
  • перечень прилагаемых к указанным заявлениям документов, сведений и требований к ним;
  • методика отбора экспертов по аккредитации для выполнения работ в области аккредитации;
  • порядок формирования экспертной группы;
  • порядок заполнения форм и перечней сведений, содержащихся в экспертном заключении, акте выездной экспертизы, акте экспертизы;
  • порядок рассмотрения экспертного заключения, акта выездной экспертизы, акта экспертизы на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Внесены изменения в некоторые приказы Минэкономразвития России по вопросам аккредитации в национальной системе аккредитации. В частности, в приказы Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. № 284, от 30 мая 2014 г. № 331, от 26 октября 2020 г. № 707 и от 16 августа 2021 г. № 496.

Приказом Федеральной службы по аккредитации от 15 октября 2021 г. № 178 (зарегистрирован Минюстом России 26.11.2021, регистрационный № 66003) утверждены правила деловой и профессиональной этики эксперта по аккредитации, технического эксперта.

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.10.2021 № 657 «О порядке заполнения форм заявлений об аккредитации, о расширении области аккредитации, о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, о прекращении действия аккредитации, перечне прилагаемых к указанным заявлениям документов, сведений и требований к ним, методике отбора экспертов по аккредитации для выполнения работ в области аккредитации, порядке формирования экспертной группы, порядке заполнения форм и перечней сведений, содержащихся в экспертном заключении, акте выездной экспертизы, акте экспертизы, порядке рассмотрения экспертного заключения, акта выездной экспертизы, акта экспертизы на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, а также внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России по вопросам аккредитации в национальной системе аккредитации». Скачать

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. № 2050 «О порядке осуществления аккредитации…»

02 декабря 2021

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. № 2050 «О порядке осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, расширения области аккредитации, порядке внесения изменений в сведения ‎об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц, порядке рассмотрения заявления аккредитованного лица ‎о прекращении деятельности в области аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации, порядке проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица.» Скачать

Анкету самообследования можно подать в Росаккредитацию вместе с заявлением об аккредитации

02 декабря 2021

Росаккредитация обращает внимание заявителей, что вместе с заявлением об аккредитации можно подать анкету самообследования юридического лица или индивидуального предпринимателя, претендующего на получение аккредитации в национальной системе аккредитации, по прилагаемой форме. В настоящий момент анкету самообследования можно прикладывать при подаче заявления об аккредитации в качестве:

  • испытательной лаборатории;
  • юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющего работы или оказывающего услуги по обеспечению единства измерений.

Росаккредитация предоставляет такую возможность заявителям до вступления в силу с 1 марта 2022 г. обязательного требования – прикладывать заполненную и подписанную анкету самообследования к заявлению об аккредитации для всех типов заявителей.

Прием анкет самообследования в экспериментальном порядке (до вступления в силу требования об обязательности представления анкет) позволит Росаккредитации проанализировать основные вопросы, которые возникают у заявителей при их заполнении, и дать им соответствующие разъяснения.

Наличие в Росаккредитации полной информации о заявителе позволит сократить сроки проведения экспертизы представленных им документов и выездной экспертизы его соответствия критериям аккредитации.

Обязательное предоставление анкеты самообследования при подаче заявления об аккредитации с 1 марта 2022 г. предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. № 2050 «О порядке осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, расширения области аккредитации, порядке внесения изменений в сведения ‎об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц, порядке рассмотрения заявления аккредитованного лица ‎о прекращении деятельности в области аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации, порядке проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица». Документ принят в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

При оформлении заявки в сервисе подачи заявлений о предоставлении государственной услуги по аккредитации анкета самообследования загружается в раздел «Прилагаемые документы» в строку «Иные документы». В этом же разделе можно указать реквизиты, необходимые в дальнейшем для заключения договора на оказание услуг с экспертной организацией.

Анкета самообследования (чек-лист) соответствия испытательной или калибровочной лаборатории требованиям критериев аккредитации, а также ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» Скачать

Анкета самообследования (чек-лист) соответствия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений требованиям критериев аккредитации. Скачать

О типовых ошибках заявителей и аккредитованных лиц при направлении заявлений на предоставление государственных услуг

22 октября 2021

В связи с вступлением в силу приказа Минэкономразвития России от 16 августа 2021 г. № 496 Федеральная служба по аккредитации отмечает тенденцию к росту количества направляемых заявлений об аккредитации, расширении области аккредитации, проведении процедуры подтверждения компетентности, оформленных с нарушением установленных требований к заявлению и представлению прилагаемых к нему документов. В этой связи рекомендуем заявителям и аккредитованным лицам уделить особое внимание проверке актуальности и полноты указываемых в заявлениях сведений, а также корректности прилагаемых к заявлению документов.

Одной из распространенных ошибок при направлении заявлений является отклонение при оформлении области аккредитации от формы, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 16 августа 2021 г. № 496.

При направлении заявлений также необходимо убедиться в соответствии написания адресов мест осуществления деятельности в заявлении и прилагаемой области аккредитации, в том числе в части указания индекса, региона, города, номеров домов, строений, литер, помещений. В случае необходимости приведения сведений реестра аккредитованных лиц в соответствие с установленными требованиями данные мероприятия необходимо осуществить до направления заявления.

Обращаем внимание, что при подаче заявлений не допускается:

  • подписание заявления лицом, не уполномоченным на его подписание;
  • направление повторного заявления на предоставление государственной услуги до завершения рассмотрения ранее направленного;
  • направление заявления на аккредитацию, если заявитель уже является аккредитованным лицом в соответствующей области аккредитации по тому же адресу места осуществления деятельности.

Несоблюдение рекомендаций влечет за собой возврат заявлений без рассмотрения.

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.08.2021 № 496 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о прекращении действия аккредитации». Скачать

Росаккредитация подвела итоги контрольной и судебной работы за январь-август 2021 года

19 октября 2021

В январе-августе 2021 г. Федеральной службой по аккредитации проведено 259 проверок деятельности аккредитованных лиц:      

  • 147 – в целях оценки устранения несоответствий критериям аккредитации, выявленных в ходе процедуры подтверждении компетентности. По результатам таких проверок устранены нарушения в 85% случаях;
  • 36 –во исполнение поручения Правительства Российской Федерации;
  • 15 – на основании обращений о возможном нарушении аккредитованными лицами законодательства об аккредитации;
  • 54 –в рамках оценки выполнения ранее выданных Службой предписаний.

Кроме того, 7 проверок проведено на основании выявления индикаторов риска нарушений обязательных требований.

По результатам проверок выявлены нарушения в деятельности 57 аккредитованных лиц и выданы предписания об устранении выявленных нарушений.

По фактам нарушений, выявленных в ходе проведения проверочных мероприятий, приняты решения о приостановлении действия аккредитации 48 аккредитованных лиц: 16 органов по сертификации, 28 испытательных лабораторий, 4 организаций, аккредитованных в области обеспечения единства измерений.

В связи с невозможностью проведения внеплановых выездных проверок в отношении аккредитованных лиц приняты решения о приостановлении действия аккредитации 6 аккредитованных лиц: 3 органов по сертификации, 1 испытательной лаборатории, 2 организаций, аккредитованных в области обеспечения единства измерений.

В соответствии с частью 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях профилактики нарушений обязательных требований приводим наиболее распространенные нарушения, допускаемые органами по сертификации:

  • несоблюдение в процессе деятельности органа по сертификации требований документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия;
  • несоблюдение в деятельности органа по сертификации требований системы менеджмента качества в части правил документооборота.

Примеры наиболее распространенных нарушений, допущенных испытательными лабораториями:

  • проведение испытаний (исследований) и измерений вне области аккредитации;
  • отсутствие по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации, в том числе по месту осуществления временных работ, на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, помещений, испытательного и вспомогательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также иных технических средств и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц;
  • несоблюдение испытательной лабораторией требований нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации.

Примеры наиболее распространенных нарушений, допущенных организациями, аккредитованными в области обеспечения единства измерений:

  • проведение поверки средств измерений вне области аккредитации;
  • несоблюдение требований к свидетельству о поверке, установленных Порядком проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденным приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 2510, частью 5 статьи 13 Федерального закона № 102-ФЗ;
  • применение с целью оценки соответствия средств измерений, поверенных с нарушением требований части 2 статьи 13 Федерального закона № 102-ФЗ (то есть не аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки данных средств измерений организаций).

Прекращено действие аккредитации 11 организаций:

  • 8 –в связи с неисполнением ранее выданного предписания;
  • 2 –в связи с неустранением несоответствий критериям аккредитации, выявленных в ходе процедуры подтверждении компетентности;
  • 1 – в связи с непоступлением отчета об устранении выявленных несоответствий критериям аккредитации.

За отчетный период вынесено 196 судебных актов о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

О необходимости внесения сведений об инспекционном контроле в ФГИС Росаккредитации до 19 сентября 2021 г.

09 сентября 2021

Росаккредитация обращает внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. № 460-ФЗ для органов по сертификации определен срок (19 сентября 2021 г.) внесения во ФГИС Росаккредитации информации о результатах инспекционного контроля по выданным ими и принятым от заявителя сертификатам соответствия.

Мониторинг Росаккредитации показал, что по состоянию на 9 сентября 2021 г. в ФГИС Росаккредитации содержится крайне мало сведений о результатах проведенного инспекционного контроля.

Обращаем внимание органов по сертификации, что такие сведения необходимо внести в информационную систему Росаккредитации до установленного законодательством срока.  

СМ № 02.1-3.0001. Инструкция пользователя программного продукта «TrueConf» для организации видеоконференцсвязи. Версия 02. Август 2021

11 августа 2021

СМ № 02.1-3.0001. Инструкция пользователя программного продукта «TrueConf» для организации видеоконференцсвязи. Версия 02. Август 2021. Скачать

Вступили в силу отдельные положения критериев аккредитации

02 июля 2021

1 июля вступили в силу отдельные положения критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 26 октября 2020 г. № 707 (далее – Критерии аккредитации).

Так, для органов по сертификации продукции, услуг в соответствии с Критериями аккредитации с 1 июля 2021 г. является обязательным соблюдение следующих требований:

  • наличие у работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации не менее трех лет (абзац третий подпункта 4.1);
  • руководитель органа по сертификации продукции, его заместители должны работать в органе по сертификации продукции в штате по основному месту работы (абзац третий подпункта 4.2);
  • наличие в штате аккредитованного органа по сертификации продукции необходимого количества работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, для выполнения всех работ в отношении объема (количества) сертификатов соответствия (подпункт 4.3).

Также с 1 июля 2021 г. является обязательным для органов по сертификации продукции, услуг, выполняющих работы по сертификации продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, выполнение работ по обязательному подтверждению соответствия в соответствии требованиями законодательства Российской Федерации по техническому регулированию, а также требований определенных национальных стандартов Российской Федерации, устанавливающих правила сертификации, в том числе к отдельным этапам работ и в отношении отдельных видов продукции (пункт 7 Критериев аккредитации).

В соответствии с пунктом 8 Критериев аккредитации с 1 июля 2021 г. органы по сертификации продукции, услуг, выполняющие работы по обязательному подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), должны обеспечить наличие в документе (документах) системы менеджмента качества правил выполнения работ по сертификации, установленных в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а в части, не урегулированной такими актами, – в соответствии с документами, установленными Критериями аккредитации.

В силу также вступили дополнительные требования к органам по сертификации продукции, выполняющим работы по добровольному подтверждению соответствия в области сертификации производства органической продукции (пункт 9 Критериев аккредитации).

Установлен перечень национальных стандартов, обязательных к выполнению органами по сертификации продукции, услуг с 1 июля 2021 г. (пункт 10 Критериев аккредитации).

Для лабораторий, органов инспекции и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений в сфере государственного регулирования, с 1 июля 2021 г. обязательным является требование о том, что право владения и пользования помещениями, оборудованием, эталонами единиц величин, средствами измерений, испытательным оборудованием, помещений, оборудования, эталонов единиц величин, средств измерений и т.д. не может быть приобретено на срок менее одного года (абзац второй подпункта 24.4, абзац второй подпункта 29.5, абзац второй пункта 43 Критериев аккредитации).

Приняты нормативные правовые акты, необходимые для реализации Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

30 июня 2021

В рамках реализации Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» приняты постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1002 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц» (далее – Положение), а также приказ Минэкономразвития России от 28 мая 2021 г. № 300 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью аккредитованных лиц» (далее соответственно – приказ № 300, Индикаторы риска). Указанные акты разработаны Минэкономразвития России совместно с Росаккредитацией.

Положением предусмотрены, в том числе, новые виды профилактических мероприятий, таких как информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, а также самообследование.

Профилактические мероприятия направлены на снижение риска причинения вреда (ущерба) и являются приоритетными по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, а также позволят уменьшить количество нарушений аккредитованными лицами обязательных требований.

Также Положением предусмотрен досудебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.

Приказом № 300 актуализирован перечень Индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью аккредитованных лиц.

При этом утрачивает силу приказ Минэкономразвития России от 28 августа 2017 г. № 437.

Положение и Индикаторы риска вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.05.2021 № 300 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью аккредитованных лиц»

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1002 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц»

С 1 июля вводится обязательное досудебное обжалование для отдельных видов государственного контроля

29 июня 2021

С 1 июля досудебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обязателен для отдельных видов контроля (надзора), в том числе для федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц. В рамках досудебного обжалования аккредитованному лицу предоставлена возможность взаимодействовать с Росаккредитацией в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). Это сокращает время рассмотрение жалобы (не более 20 рабочих дней), делает взаимодействие заявителя и ведомства удобным и прозрачным.

Основанием для жалобы может быть нарушение процедуры проверки и (или) порядка ее назначения, а также несогласие проверяемого с мерами, назначенными в отношении него контролирующим органом, нарушениями, отраженными в акте проверки, действиями должностного лица в рамках проверки.

Подать обращение для досудебного обжалования можно на ЕПГУ с помощью сервиса «Жалоба на решение контрольного органа». Для этого нужно авторизоваться на портале, заполнить форму с указанием номера проверки из Единого реестра проверок или раздела личного кабинета ЕПГУ «Контроль и надзор», отправить жалобу, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью.

Жалоба будет рассмотрена руководителем (заместителем руководителя) контрольного органа, проводившего проверку. Этапы рассмотрения жалобы можно отслеживать в личном кабинете ЕПГУ. Оповещение о результате рассмотрения и соответствующем решении направляются также в личный кабинет на портале и на электронную почту, указанную заявителем.

До 30 июня 2021 г. Росаккредитация в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2020 г. № 1108 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц» принимала участие в эксперименте по цифровизации процедуры досудебного обжалования контрольно-надзорной деятельности.

Полный перечень видов контроля для обязательного досудебного обжалования определен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2021 г. № 663. Порядок досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов установлен федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

СМ № 04.1-9.0014. Политика использования аккредитованными лицами знака национальной системы аккредитации. Версия 04. Июнь. 2021 г.

24 июня 2021

СМ № 04.1-9.0014. Политика использования аккредитованными лицами знака национальной системы аккредитации. Версия 04. Июнь. 2021 г. Скачать

Приняты постановления Правительства РФ для реализации федерального закона «О техническом регулировании»

22 июня 2021

Приняты постановления Правительства Российской Федерации, обеспечивающие реализацию Федерального закона от 22 декабря 2020 г. № 460-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» и в Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Постановления разработаны Минэкономразвития России при участии Росаккредитации.

Постановление Правительства от 19 июня 2021 г. № 936 определяет порядок признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия. Признавать такие документы недействительными могут как Росаккредитация, так и другие контролирующие органы власти. Ранее в законодательстве Российской Федерации такого механизма не было.

Порядок предусматривает случаи, когда сертификаты и декларации могут быть признаны недействительными, их действие может быть приостановлено, возобновлено или прекращено. Документ определяет сроки принятия таких решений, порядок информирования об этом потребителей. Реализация постановления позволит оперативно изымать из обращения незаконно выпущенную продукцию, которая представляет опасность для граждан, повысить уровень доверия к результатам подтверждения соответствия продукции.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2021 г. № 934 устанавливает порядок признания Росаккредитацией недействительными отчетов об испытаниях (протоколов испытаний), выданных аккредитованными лабораториями. Такие решения будут приниматься по результатам государственного контроля (надзора) или подтверждения компетентности аккредитованных лабораторий. Это позволит оперативно принимать решения об аннулировании протоколов испытательных лабораторий, оформленных с нарушениями, после чего отзывать сертификаты и декларации на продукцию, не прошедшую испытания по установленным правилам.

Порядок определяет случаи, когда выпущенные лабораториями документы могут быть признаны недействительными. Это несоответствие протокола обязательным требованиям, выдача документа без проведения испытаний, проведение испытаний лабораторией вне области ее аккредитации, фактическое отсутствие лаборатории и др. Информация о признании протоколов недействительными будет автоматически направляться всем заинтересованным лицам: в лабораторию, выдавшую соответствующий протокол, органы по сертификации, выдавшие сертификаты соответствия на основе аннулированных протоколов, органы государственного контроля (надзора), заявителям.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня № 935 вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 1856. Для удобства граждан и бизнеса документ устанавливает единый порядок формирования и ведения реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии. Постановление также устанавливает правила определения с помощью утвержденной Росаккредитацией политики максимального количества сертификатов, выдаваемых органами по сертификации. Реализация постановления направлена на повышение уровня безопасности продукции, которую покупают российские граждане, а также цифровизацию сферы аккредитации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2021 № 934 «Об утверждении Правил принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности»

19 июня 2021

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2021 № 934 «Об утверждении Правил принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности». Скачать

Президент России подписал закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»

17 июня 2021

11 июня Президент России подписал закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Об этом сообщается на сайте Президента России.

Закон подготовлен в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины». Документ направлен на цифровизацию всей деятельности системы аккредитации и аккредитованных лиц, оптимизацию процесса предоставления Росаккредитацией государственных услуг. Новый закон позволит снизить финансовую и административную нагрузку на бизнес.

Законом вводится термин «свидетельская оценка» – наблюдение за выполнением аккредитованными лицами работ или оказанием ими услуг в соответствии с областью аккредитации.

Документом предусматривается возможность проведения выездной оценки и выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации дистанционно, в том числе с помощью аудио- и видео-конференц-связи. Введение удаленной оценки позволит бизнесу экономить на оплате командировочных расходов экспертных групп.

Документ упрощает процедуру сокращения области аккредитации, которая носит заявительный характер. Аккредитованное лицо сможет самостоятельно вносить соответствующие сведения в реестр аккредитованных лиц. Это позволит снизить административные издержки аккредитованных лиц, в том числе на подготовку необходимых документов и их направление в Росаккредитацию.

Законом определено, что Правительством Российской Федерации будут установлены порядок осуществления аккредитации, проведения процедуры подтверждения компетентности, внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, а также порядок прекращения деятельности аккредитованного лица по его заявлению.

Положения закона, касающиеся организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц, приводятся в соответствие с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Поздравляем со Всемирным днем аккредитации!

09 июня 2021

9 июня отмечается Всемирный день аккредитации – глобальная инициатива, учрежденная совместно Международным форумом по аккредитации (IAF) и Международной организацией по аккредитации лабораторий (ILAC) с целью повысить осведомленность общественности о важности аккредитации. Темой Всемирного дня аккредитации 2021 г. стала роль аккредитации в реализации целей в области устойчивого развития.

Поддерживая инициативу международных организаций по аккредитации, Росаккредитация считает своим долгом популяризировать возможности и роль института аккредитации в современном мире, в том числе принимая участие в разработке и распространении информационных материалов IAF и ILAC на русском языке.

Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 25 сентября 2015 г., представляет собой масштабный и амбициозный план действий, направленный на достижение процветания, искоренение бедности и защиту планеты. В его основе лежат 17 целей в области устойчивого развития.

Аккредитация в совокупности с другими институтами инфраструктуры качества, включая метрологию, стандартизацию, оценку соответствия и контроль за рынком, обеспечивает технические основы, которые имеют решающее значение для функционирования развитых и развивающихся обществ. Это стимул для промышленного развития, конкурентоспособности мировой торговли, эффективного использования природных и людских ресурсов, обеспечения безопасности пищевых продуктов, защиты здоровья и охраны окружающей среды. Таким образом, положительное влияние аккредитации четко согласуется с ключевыми ценностями повестки в области устойчивого развития – Люди, Процветание и Планета.

О роли аккредитации в развитии инфраструктуры здоровья и безопасности – в материалах IAF и ILAC «Аккредитация: поддерживая реализацию целей в области устойчивого развития».

Аккредитация: поддерживая реализацию целей в области устойчивого развития. Скачать

СМ № 04.1-9.0014. Политика использования аккредитованными лицами знака национальной системы аккредитации. Версия 03. Май 2021 г.

21 мая 2021

СМ № 04.1-9.0014. Политика использования аккредитованными лицами знака национальной системы аккредитации. Версия 03. Май 2021 г. Скачать

Приказ Федеральной службы по аккредитации от 30 апреля 2021 г. N 64 “О возобновлении предоставления государственных услуг по подтверждению компетентности аккредитованных лиц”

30 апреля 2021

Приказ от 30 апреля 2021 г. N 64 “О возобновлении предоставления государственных услуг…”. Скачать

СМ № 03.1-1.0008. Политика Росаккредитации в отношении проверки квалификации путем проведения межлабораторных сличительных (сравнительных) испытаний. Версия 02 (от 02 апреля 2021 г.).

02 апреля 2021 г.

СМ № 03.1-1.0008. Политика Росаккредитации в отношении проверки квалификации путем проведения межлабораторных сличительных (сравнительных) испытаний. Версия 02 (от 02 апреля2021 г.). Скачать

Разъяснение Росаккредитации об эквивалентности нормативных документов

02 апреля 2021

В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 5 марта 2021 г. № 02/4392-2021-23 Федеральной службой по аккредитации подготовлено разъяснение об эквивалентности ряда нормативных и методических документов, применение которых при подтверждении соответствия продукции может осуществляться без дополнительного оснащения испытательным оборудованием и средствами измерений, без повышения квалификации работников, без внесения изменений в процедуры и без расширения области аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия.

Разъяснение Росаккредитации № 17 об эквивалентности нормативных документов

Перечень нормативных документов

Аккредитованные лица получили возможность обжаловать в электронной форме решения, принятые при осуществлении госконтроля

02 апреля 2021

Росаккредитация в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 г. № 482 «О государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» принимает участие в пилотном проекте по цифровизации контрольно-надзорной деятельности.
Аккредитованным лицам в настоящее время в рамках эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц предоставлена возможность реализации прав и взаимодействия в электронной форме при осуществлении государственного контроля посредством подключения к Государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности (ТОР КНД)».
ТОР КНД связывает и интегрирует информационные системы федеральных органов исполнительной власти, предоставляя пользователям всю необходимую информацию в электронном виде.
Для подключения к ТОР КНД необходимо перейти по ссылке и следовать дальнейшим инструкциям.
Эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц продлится до 30 июня 2021 г. и пройдет на территории г. Москвы, Московской и Самарской областей и Краснодарского края.

Информационная система досудебного обжалования создана для информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля в рамках реализации прав на обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», вступающим в силу с 01 июля 2021 г.

Портал КНД. Контрольно-надзорная деятельность

Приказ Росаккредитации от 19.03.2021 N 41 «Об утверждении Методических рекомендаций по описанию области аккредитации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, выполняющего работы и (или) оказывающего услуги по калибровке средств измерений, и о внесении изменений в Методические рекомендации по описанию области аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющего работы и (или) оказывающего услуги по обеспечению единства измерений»

19 марта 2021

Приказ от 19.03.2021 N 41 «Об утверждении Методических рекомендаций по описанию области аккредитации … по калибровке средств измерений… по обеспечению единства измерений». Скачать

Разъяснение Росаккредитации об эквивалентности нормативных документов

17 марта 2021

В соответствии с письмами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 февраля 2021 г. № 02/2769-2021-23 и от 25 февраля 2021 г. № 02/3687-2021-23 Федеральной службой по аккредитации подготовлено разъяснение об эквивалентности ряда нормативных и методических документов, применение которых при подтверждении соответствия продукции может осуществляться без дополнительного оснащения испытательным оборудованием и средствами измерений, без повышения квалификации работников, без внесения изменений в процедуры и без расширения области аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия.

Разъяснение Росаккредитации № 16 об эквивалентности нормативных документов

Росаккредитация обновила списки аккредитованных лиц, для которых срок прохождения процедуры подтверждения компетентности перенесен в 2020 и 2021 годах на 6 месяцев или 12 месяцев

24 февраля 2021

Федеральная служба по аккредитации актуализировала списки аккредитованных лиц, для которых срок прохождения процедуры подтверждения компетентности перенесен в 2020 г. на 6 месяцев или 12 месяцев.

Сроки перенесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 (далее – Постановление) для снижения финансовой и административной нагрузки на аккредитованные лица в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID—19).

Постановлением на 6 месяцев перенесены сроки в отношении аккредитованных лиц (органов сертификации и испытательных лабораторий), выполняющих работы в области обязательного подтверждения соответствия (за исключением государственных и муниципальных учреждений). Для остальных аккредитованных лиц в 2020 г. сроки перенесены на 12 месяцев. Заявление о проведении процедуры подтверждения компетентности должно быть подано не ранее чем за месяц до наступления срока, определенного в соответствии с Постановлением.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. № 109 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах», в том числе в Особенности разрешительных режимов, предусмотренных Федеральным законом «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. № 109 сроки прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованных лиц (за исключением органов по сертификации и испытательных лабораторий, выполняющих работы в области обязательного подтверждения соответствия), определенные частью 1 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», наступающие в период с 1 января по 30 июня 2021 г., увеличиваются на 12 месяцев. Заявление о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица подается не ранее чем за месяц до наступления срока, исчисленного с учетом указанных выше положений.

Со списками аккредитованных лиц, для которых срок прохождения процедуры подтверждения компетентности перенесен в 2020 и 2021 гг. на 6 месяцев или 12 месяцев, актуализированными по состоянию на 15 февраля 2021 г., можно ознакомиться ниже.

Перечень аккредитованных лиц, для которых срок прохождения процедуры прохождения компетентности переносится на 6 месяцев

Перечень аккредитованных лиц, для которых срок прохождения процедуры прохождения компетентности переносится на 12 месяцев

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. № 109 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440»

Постановление № 440 от 03.04.2020 г. «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году»

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»

Росаккредитация подвела итоги контрольной и судебной работы за 2020 год

16 февраля 2021

За 2020 г. Федеральной службой по аккредитации проведено 949 проверок деятельности аккредитованных лиц. На основании пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ) все проверки – внеплановые.

Проверки, проведенные в отчетном периоде, по форме разделились следующим образом:

  • 723 документарных проверки;
  • 226 выездных проверок.

Проверки проведены по следующим основаниям:

  • 814 – в целях оценки устранения несоответствий критериям аккредитации, выявленных в ходе процедуры подтверждении компетентности. По результатам таких проверок несоответствия устранены в 89% случаев;
  • 45 – на основании обращений о возможном нарушении аккредитованными лицами законодательства об аккредитации;
  • 2 – на основании индикаторов риска нарушений обязательных требований;
  • 88 – в рамках оценки исполнения ранее выданных Службой предписаний.

На основании применения индикаторов риска в 2020 г. Росаккредитацией было инициировано 4 внеплановых выездных проверки. Из них 2 проверки завершить не представилось возможным по причине уклонения аккредитованных лиц от проведения проверочных мероприятий.

По результатам 98% проверок, проведенных на основании индикаторов риска нарушений обязательных требований, а также в связи с поступлением в Росаккредитацию сведений о возможных нарушениях, выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.

По фактам выявленных нарушений в ходе проведения проверочных мероприятий Службой были приняты решения о приостановлении действия аккредитации 73 аккредитованных лиц. В связи с неисполнением выданного предписания прекращено действие аккредитации 27 таких аккредитованных лиц.

Снижение общего количества проверок в 2020 г. обусловлено постановлениями Правительства Российской Федерации, ограничивающими контрольные мероприятия в 2020 г.

Вследствие выявления фактов уклонения аккредитованных лиц от прохождения процедуры подтверждения компетентности приняты решения о приостановлении действия аккредитации 68 аккредитованных лиц (12 органов по сертификации, 35 испытательных лабораторий, 13 организаций, аккредитованных в области обеспечения единства измерений, 8 органов инспекции).

В результате незавершения прохождения аккредитованными лицами процедуры подтверждения компетентности в соответствии со статьей 24 Федерального закона № 412-ФЗ в течение шести месяцев после наступления срока, определяемого в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона № 412-ФЗ, прекращено действие аккредитации 93 организаций (18 органов по сертификации, 57 испытательных лабораторий, 17 организаций, аккредитованных в области обеспечения единства измерений, одного органа инспекции).

За отчетный период принято 284 судебных акта о привлечении виновных лиц к административной ответственности. Общая сумма назначенных судами административных штрафов составила 39 940 тыс. рублей.

СМ № 02.1-3.0003. Инструкция по работе органов по сертификации продукции, процессов и услуг с конфигуратором областей аккредитации (Версия 01. Февраль 2020 г.)

15 февраля 2020

СМ № 02.1-3.0003. Инструкция по работе органов по сертификации продукции, процессов и услуг с конфигуратором областей аккредитации (Версия 01. Февраль 2020). Скачать

Правительство Российской Федерации установило особенности в отношении разрешительной деятельности на 2021 г.

15 февраля 2021

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. № 109 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах», в том числе в Особенности разрешительных режимов, предусмотренных Федеральным законом «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. № 109 сроки прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованных лиц (за исключением органов по сертификации и испытательных лабораторий, выполняющих работы в области обязательного подтверждения соответствия), определенные частью 1 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», наступающие в период с 1 января по 30 июня 2021 г., увеличиваются на 12 месяцев. Заявление о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица подается не ранее чем за месяц до наступления срока, исчисленного с учетом указанных выше положений.
Также установлено, что до 31 декабря 2021 г. выездные оценки соответствия заявителей, аккредитованных лиц критериям аккредитации, осуществляемые в рамках предоставления государственных услуг по аккредитации, расширению области аккредитации, изменению места (мест) осуществления деятельности, подтверждению компетентности аккредитованного лица, в том числе совмещенному с изменением места (мест) осуществления деятельности и (или) расширением области аккредитации, могут по решению Росаккредитации проводиться посредством использования дистанционных средств взаимодействия через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» с использованием программных (программно-аппаратных) решений, обеспечивающих видео-конференц-связь.

В отношении аккредитованных лиц, в отношении которых принято решение о включении в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза (внесении изменений в сведения о них) в соответствии с абзацем первым пункта 6 Особенностей разрешительных режимов, предусмотренных Федеральным законом «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440, увеличен срок для прохождения переоценки в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. № 1236 «О порядке и основаниях принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него», до 1 мая 2021 г.

Указанным выше аккредитованным лицам необходимо представить до 1 марта 2021 г. в Росаккредитацию сведения об их соответствии требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. № 1236 по форме, утвержденной приказом Росаккредитации от 9 января 2020 г. № 1 «О формах сведений о соответствии аккредитованных в национальной системе аккредитации лиц требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. № 1236 «О порядке и основаниях принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него» и заявления о включении аккредитованного лица в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза». Аккредитованные лица, не представившие такие сведения и заявление, подлежат исключению из национальной части Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза.

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. № 109 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440»

Постановление № 440 от 03.04.2020 г. «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году»

Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2019 г. N 1236 «О порядке и основаниях принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него”

Приказ Федеральной службы по аккредитации от 09.01.2020 № 1 «О формах сведений о соответствии аккредитованных в национальной системе аккредитации лиц требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. № 1236 «О порядке и основаниях принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него» и заявления о включении аккредитованного лица в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза»

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»

Разъяснение Росаккредитации об эквивалентности нормативных документов

01 февраля 2021

В соответствии с письмами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11 января 2021 г. № 02/190-2021-23 и от 22 января 2021 г. №02/1225-2021-23 Федеральной службой по аккредитации подготовлено разъяснение об эквивалентности ряда нормативных и методических документов, применение которых при подтверждении соответствия продукции может осуществляться без дополнительного оснащения испытательным оборудованием и средствами измерений, без повышения квалификации работников, без внесения изменений в процедуры и без расширения области аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия.

Разъяснение № 15 об эквивалентности нормативных документов

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.01.2021 № 34 «Об утверждении Перечня несоответствий заявителя критериям аккредитации, которые при осуществлении аккредитации влекут за собой отказ в аккредитации, и Перечня несоответствий аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, влекущих за собой приостановление действия аккредитации».

28 января 2021

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.01.2021 № 34 «Об утверждении Перечня несоответствий заявителя критериям аккредитации…».

С 1 января вступили в силу нормативные правовые акты в рамках «регуляторной гильотины» в сфере аккредитации

15 января 2021

С 1 января 2021 г. вступил в силу ряд нормативных правовых актов, разработанных в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины». Реализация документов направлена на совершенствование деятельности участников национальной системы аккредитации (НСА).

Вводится новый порядок формирования и ведения единого реестра сертификатов, регистрации и ведения реестра деклараций, новые критерии аккредитации и положение о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, установлен единый формат изображения знака НСА и регламент его применения.

Нововведения в законодательстве направлены на формирование дел сертификатов и деклараций, повышение компетентности аккредитованных лиц, обеспечение соответствия аккредитованных лиц международным требованиям, повышение прозрачности деятельности аккредитованных лиц, снижение издержек бизнеса и административной нагрузки.

Начиная с 1 января 2021 г. аккредитованные в национальной системе аккредитации лица должны представлять сведения о результатах своей деятельности в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 24 октября 2020 г. № 704 «Об утверждении Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации». Реализация положения направлена на создание электронного архива, дифференциацию требований в различных сферах деятельности.

Приказом Минэкономразвития России от 26 октября 2020 г. № 707 утверждены новые критерии аккредитации, устанавливающие совокупность требований, которым должны удовлетворять заявитель, аккредитованное в национальной системе аккредитации лицо для осуществления деятельности в области аккредитации с 1 января 2021 г. Применение новых критериев направлено на внедрение международных стандартов в деятельность аккредитованных лиц, дифференцированный подход к обязательной и добровольной сферам, оптимизацию требований к аккредитованным лицам.

Приказ Минэкономразвития России от 31 июля 2020 г. № 478 новые правила ведения реестра деклараций о соответствии и предоставления содержащихся в нем сведений. Ключевое нововведение приказа – переведение предоставления сведений и документов, формирующих материалы дела деклараций в электронный формат.

Приказ Минэкономразвития России от 30 июля 2020 г. № 473 актуализированные требования к порядку применения изображения знака НСА. Порядок устанавливает правила использования знака национальной системы Росаккредитацией, подведомственными Службе федеральными государственными учреждениями и аккредитованными лицами. Помимо этого, устанавливаются случаи, в которых знак применяться не может (случаи приостановления и прекращения либо сокращения области аккредитации).

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 1856 предполагает создание с 1 января 2021 г. единого электронного реестра сертификатов соответствия.

Законодательством предусмотрено поэтапное вступление в силу положений нормативных правовых актов, принятых в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины».

Сроки вступления в силу новых положений нормативных правовых актов. Скачать

Приказ Минэкономразвития России от 26.10.2020 г. № 707 — «Об утверждении Критериев аккредитации …» (взамен приказа Минэкономразвития России от 30.05.2014 г. №326, вступает в силу с 1 января 2021 г.). Перейти

Приказ Минэкономразвития России от 24 октября 2020 г. № 704 «Об утверждении Положения о составе сведений…» (взамен приказа Минэкономразвития России от 30.05.2014 г. №329, вступает в силу с 1 января 2021 г.). Перейти

Приказ Минэкономразвития России от 31 июля 2020 г. № 478 «Об утверждении Порядка регистрации деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений». Скачать

Приказ Минэкономразвития России от 30 июля 2020 г. № 473 «Об установлении изображений знака национальной системы аккредитации, в том числе в комбинации со знаками международных организаций по аккредитации, и порядка их применения». Скачать

Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 № 1856 «О порядке формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений». Скачать

СМ № 03.1-9.0001. Схемы аккредитации в национальной системе аккредитации по оценке соответствия (Версия 02. Январь 2021 г.)

15 января 2021

СМ № 03.1-9.0001. Схемы аккредитации в национальной системе аккредитации по оценке соответствия (Версия 02. Январь 2021 г.). Скачать

СМ № 04.1-9.0011. Политика Росаккредитации по метрологической прослеживаемости результатов измерений (Версия 03. Декабрь 2020 г.)

30 декабря 2020

СМ № 04.1-9.0011. Политика Росаккредитации по метрологической прослеживаемости результатов измерений (Версия 03. Декабрь 2020 г.). Скачать

СМ № 04.1-9.0015. Политика по обеспечению беспристрастности (Версия 02. Декабрь 2020 г.)

30 декабря 2020

СМ № 04.1-9.0015. Политика по обеспечению беспристрастности (Версия 02. Декабрь 2020 г.). Скачать

СМ № 02.1-3.0002. Инструкция по подписанию документа электронной подписью (Версия 01. Декабрь 2020 г.)

30 декабря 2020

СМ № 02.1-3.0002. Инструкция по подписанию документа электронной подписью (Версия 01. Декабрь 2020 г.). Скачать

СМ № 02.1-3.0001. Инструкция пользователя программного продукта «TrueConf» для организации видеоконференцсвязи (Версия 01. Декабрь 2020 г.)

30 декабря 2020

СМ № 02.1-3.0001. Инструкция пользователя программного продукта «TrueConf» для организации видеоконференцсвязи (Версия 01. Декабрь 2020 г.). Скачать

С 1 января 2021 г. вступают в силу новые критерии аккредитации

15 декабря 2020

Минюстом России зарегистрирован приказ Минэкономразвития России от 26 октября 2020 г. № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации», которым утверждены новые критерии аккредитации, устанавливающие совокупность требований, которым должны удовлетворять заявитель, аккредитованное в национальной системе аккредитации лицо для осуществления деятельности в области аккредитации с 1 января 2021 г. Документ разработан в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины».

При этом с 1 января 2021 г. признается утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326 «Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации».

Таким образом, начиная с 1 января 2021 г. аккредитованные в национальной системе аккредитации лица, а также претендующие на получение аккредитации юридические лица и индивидуальные предприниматели должны соответствовать требованиям приказа Минэкономразвития России № 707.

1. Из основных изменений, по сравнению с действующей редакцией критериев аккредитации, в новых Критериях можно отметить следующие: Новые критерии аккредитации предусматривают дифференцированный подход в части требований, предъявляемых к органам по оценке соответствия в сферах обязательной и добровольной оценки соответствия:

  • сфера добровольной оценки соответствия – прямое применение положений национальных стандартов, принятых на основе документов международных организаций в области аккредитации;
  • сфера обязательной оценки соответствия – прямое применение положений национальных стандартов, а также дополнительные требования по сферам деятельности (в зависимости от степени риска причинения вреда ввиду ненадлежащего выполнения работ по оценке соответствия).

2. Установлены критерии в отношении нового типа аккредитованного лица – органов по валидации и верификации парниковых газов.

3. В части требований, предъявляемых к органам по сертификации, новые критерии предусматривают разграничение по видам таких органов:

  • продукции, услуг;
  • систем менеджмента;
  • проводящих сертификацию персонала.

4. Приказом Минэкономразвития России № 707 также предусмотрены дополнительные требования к органам по сертификации, выполняющим работы по добровольному подтверждению соответствия в области сертификации производства органической продукции.

5. Предусмотрена возможность для лаборатории, осуществляющей биологические, микробиологические, иммунологические, химические, иммуногематологические, гематологические, биофизические, цитологические, гистопатологические, генетические или другие исследования материалов из организма человека в целях получения информации для диагностики, предупреждения и лечения болезни или оценки состояния здоровья человека, вместо ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 соответствовать требованиям, установленным положениями ГОСТ Р ИСО 15189-2015 «Лаборатории медицинские. Частные требования к качеству и компетентности».

6. Предусмотрено смягчение требований к опыту работы работников испытательной лаборатории (центра) путем дифференцированного подхода в сферах обязательной и добровольной оценки соответствия:

  • для лабораторий, выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области обязательного подтверждения (оценки) соответствия, – не менее двух лет;
  • для лабораторий, выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены требования о наличии аккредитации в национальной системе аккредитации, – не менее одного года.

7. Скорректированы требования для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений:

  • критерии аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений в сфере государственного регулирования, включают общие и дополнительные критерии аккредитации (как и в действующей редакции критериев аккредитации);
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и (или) оказывающих услуги по калибровке средств измерений, должны соответствовать требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».

8. Перечень документов в области стандартизации для выполнения заявителями, аккредитованными лицами в целях обеспечения ими соответствия критериям аккредитации, расширен и предусматривает в том числе документы международных организаций, имеющие официальный перевод в ФГУП «Стандартинформ».

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктами 2 и 3 приказа Минэкономразвития России № 707:

  • в отношении лиц, аккредитованных на дату вступления в силу приказа Минэкономразвития России № 707, и заявителей до 1 июля 2021 г. соответствие требованиям критериев аккредитации в части опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, в аккредитованных в национальной системе аккредитации органах по сертификации продукции, подтверждается наличием у работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет;
  • положения новых критериев аккредитации в части установления требований о наличии по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации, в том числе по месту осуществления временных работ, на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, помещений, испытательного оборудования, средств измерений, эталонов единиц величин, приобретенных на срок не менее одного года, не применяются в отношении лиц, аккредитованных на дату вступления в силу приказа Минэкономразвития России № 707. Указанное положение распространяется на испытательные лаборатории (центры), органы инспекции, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений в сфере государственного регулирования.

Необходимо отметить, что приказом Минэкономразвития России № 707 предусмотрено поэтапное вступление в силу положений критериев аккредитации (пункт 4 приказа Минэкономразвития России № 707).

Обращаем внимание, что оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в рамках оказания государственных услуг и осуществления федерального государственного контроля с 1 января 2021 г. будет осуществляться в соответствии с приказом Минэкономразвития России № 707.

Приказ Минэкономразвития России от 26 октября 2020 г. № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации»

ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»

1 января 2021 г. вступает в силу новый порядок предоставления сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц

15 декабря 2020

Минюстом России зарегистрирован приказ Минэкономразвития России от 24 октября 2020 г. № 704 «Об утверждении Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации» (далее – Положение о составе сведений). Приказ, разработанный в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», вступает в силу с 1 января 2021 г.

При этом с 1 января 2021 г. признается утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 329 «Об утверждении Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации».

Таким образом, начиная с 1 января 2021 г. аккредитованные в национальной системе аккредитации лица должны представлять сведения о результатах своей деятельности в соответствии с приказом Минэкономразвития России № 704.

Для аккредитованных лиц, включенных на 1 января 2021 г. в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, установлена обязанность в срок, не превышающий 30 дней со дня вступления в силу приказа Минэкономразвития России № 704, представить в Федеральную службу по аккредитации сведения, предусмотренные пунктом 9 Положения о составе сведений.

Обращаем внимание, что сведения, предусмотренные Положением о составе сведений, представляются аккредитованными лицами с 1 января 2021 г. в соответствии со сроками, предусмотренными пунктом 11 Положения о составе сведений.

Положение о составе сведений, утвержденное приказом Минэкономразвития России № 704, по сравнению с действующей редакцией:

1. Содержит новые актуализированные требования в части предоставления сведений о результатах своей деятельности аккредитованными лицами, а также об изменениях состава своих работников и их компетентности, изменениях технической оснащенности (далее – отчетность) с учетом дифференциации требований в различных сферах деятельности.

2. Предусматривает необходимый к представлению аккредитованными лицами набор сведений, позволяющий создать электронный архив результатов деятельности аккредитованных лиц, что является одним из шагов цифровой трансформации национальной системы аккредитации.

3. Дополнен требованиями в части предоставления отчетности в отношении следующих аккредитованных лиц:

  • органов по оценке соответствия, выполняющих работы в добровольной сфере;
  • органов инспекции;
  • провайдеров МСИ;
  • юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений.

4. Предусматривает необходимость предоставления сведений о компетентности руководящего персонала в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. № 1236 «О порядке и основаниях принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него».

5. Предусматривает применение структурного, форматно-логического и иных видов контроля соответствия при предоставлении сведений, в том числе на основании сведений, содержащихся во ФГИС Росаккредитации.

Обращаем внимание, что приказом Минэкономразвития России № 704 предусмотрено поэтапное вступление в силу норм Положения о составе сведений.

Так, например, органам по сертификации выполняющим работы по обязательному подтверждению соответствия, с 1 июля 2021 г. необходимо будет также представлять в Росаккредитацию сведения:

  • об актах анализа состояния производства;
  • о проведении инспекционного контроля (планового и внепланового) за объектами сертификации;
  • о передаче/получении функций по проведению инспекционного контроля за продукцией, в отношении которой сертификат соответствия оформлен другим органом по сертификации;
  • об отказе в выдаче сертификатов соответствия.

Также с 1 июля 2021 г. вступают в силу положения, устанавливающие требования в части предоставления отчетности в отношении испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы в добровольной сфере, провайдеров МСИ (в части отдельных требований).

В отношении аккредитованных в национальной системе аккредитации органов по сертификации систем менеджмента,
органов по сертификации услуг, персонала, а также органов по сертификации продукции, выполняющих работы по добровольному подтверждению соответствия, органов инспекции, а также аккредитованных в области обеспечения единства измерений лиц
нормы о представлении отчетности вступают в силу с 1 декабря 2021 г.

Приказ Минэкономразвития России от 24 октября 2020 г. № 704 «Об утверждении Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации»

Новости взяты с сайта Росаккредитации

Читать полностью на сайте Росаккредитации

БЛИЖАЙШИЕ  КУРСЫ

ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА ГОД

АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ РОСАККРЕДИТАЦИИ

НОВОСТИ РОСАККРЕДИТАЦИИ 2022

НОВОСТИ РОСАККРЕДИТАЦИИ 2020

Другие материалы:

Об аккредитации. Что такое аккредитация?

Преимущества аккредитованной испытательной лаборатории. В чем смысл аккредитации для лаборатории?

Порядок аккредитации в Росаккредитации. Порядок аккредитации, подтверждения компетентности, расширения области аккредитации ИЛ

Особенности аккредитации и процедуры подтверждения компетентности в 2021 г. в связи с COVID-19