Новости Росаккредитации 2023. Важно

БЛИЖАЙШИЕ  КУРСЫ

ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА ГОД

АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ РОСАККРЕДИТАЦИИ

НОВОСТИ РОСАККРЕДИТАЦИИ 2022

Разъяснение № 29 о применении руководящих документов

21 декабря 2023

Разъяснение Росаккредитации № 29 о применении руководящих документов

Росаккредитация приглашает лаборатории принять участие в раунде МСИ по анализу качества воды

19 сентября 2023

Российские лаборатории, аккредитованные в национальной системе аккредитации, имеют возможность на безвозмездной основе принять участие в китайской программе проверки квалификации в части анализа качества воды на содержание ртути и хлоридов.

Провайдером проверки квалификации и разработчиком программы является Центр передового опыта в области водных ресурсов и окружающей среды (CAS-TWAS CEWE) и Лаборатория анализа качества воды (WQA), которые учреждены при Научно-исследовательском центре экологических наук (RCEES) и Китайской академии наук (CAS). Проект выполняется при поддержке Администрации по сертификации и аккредитации Китайской Народной Республики (CNCA) и Международной ассоциации научных организаций (ANSO) с китайской стороны и Федеральной службой по аккредитации с российской стороны.

Планируется, что в программе проверки квалификации примет участие более 200 лабораторий из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

График проведения этапов программы:

  • до 27 октября 2023 г. – прием заявок;
  • ноябрь 2023 г. – отправка образцов, проведение испытаний и предоставление результатов участниками;
  • декабрь 2023 г. – март 2024 г. – оценка результатов, публикация промежуточного отчета;
  • апрель — июнь 2024 г. – формирование и публикация окончательного отчета.

Для участия в программе необходимо заполнить заявку (на русском и английском языках по прилагаемой форме) и до 20 октября 2023 г. направить ее в Росаккредитацию на адрес электронной почты: PT-programs@fsa.gov.ru.

Количество участников с российской стороны ограничено. Окончательный отбор участников раунда китайская сторона оставляет за собой.

Вопрос качества воды является приоритетным для всех экономик мира, так как напрямую связан с обеспечением продовольственной безопасности, сельского хозяйства, здравоохранения в рамках текущих задач и приоритетов Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

Межлабораторные сличительные испытания содержания ртути и хлоридов в воде (2023)

Регистрационная форма РУС

Регистрационная форма ENG

СМ № 02.1-3.0002. Инструкция по подписанию документов электронной подписью. Версия 02. Сентябрь 2023 г. Утв. 13.09.23

13 сентября 2023

СМ № 02.1-3.0002. Инструкция по подписанию документов электронной подписью. Версия 02. Сентябрь 2023 г. Утв. 13.09.23

Обновлен перечень индикаторов риска в сфере контроля за аккредитованными лицами

29 августа 2023

Минэкономразвития России внесло изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью аккредитованных лиц.

В перечень включено шесть новых индикаторов, в том числе:

  • непоступление в Росаккредитацию в течение шести месяцев от аккредитованного органа инспекции сведений о выданных протоколах инспекции или актах инспекции;
  • двукратный и более рост количества отчетов об испытаниях и иных документов, выданных аккредитованным лицом в случае, если это произошло за 60 календарных дней до внесения лицом в реестр сведений о сокращении области аккредитации;
  • выполнение одним работником аккредитованной испытательной лаборатории (центра) в течение суток работ по исследованиям и измерениям по нескольким местам осуществления деятельности, расположенным в разных субъектах Российской Федерации (за исключением имеющих общую административную границу);
  • осуществление одним аккредитованным лицом в течение суток работ по исследованиям и измерениям в разных субъектах Российской Федерации (за исключением имеющих общую административную границу) с использованием одного и того же оборудования.

До шести месяцев увеличен допустимый срок непоступления сведений от испытательных лабораторий и органов по сертификации о выданных ими протоколах испытаний и сертификатах соответствия. Ранее он составлял три месяца. При этом данный индикатор риска установлен и в отношении организаций, которые были аккредитованы на выполнение работ по калибровке средств измерений, а также органов инспекции.

Изменения вступают в силу 2 сентября 2023 г.

Росаккредитация использует индикаторы риска при оценке вероятности несоблюдения аккредитованными лицами обязательных требований.

Кроме того, Правительство Российской Федерации запустило для бизнеса возможность оспаривания компаниями и физлицами присвоенной предприятиям категории риска нарушения обязательных требований. Она важна при назначении контрольно-надзорными органами плановых проверок – их периодичность зависит от категории риска. Онлайн-обжалование также должно обеспечить руководителей реформы КНД и самих контролеров прозрачными и публичными данными о том, что происходит между надзорными органами и субъектами бизнеса, чтобы оперативно уточнять направления дальнейшего совершенствования КНД.

Приказ Минэкономразвития России от 28 июня 2023 г. № 438 «О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью аккредитованных лиц, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 28 мая 2021 г. № 300»

Кабмин вдвое сократил сроки внесения изменений в реестр аккредитованных лиц для снижения нагрузки на бизнес

12 августа 2023

Правительство РФ утвердило постановление, которое сокращает сроки и повышает прозрачность процедур аккредитации для снижения нагрузки на бизнес. 

Сроки прохождения аккредитации сократятся на 11,5% (с 61 до 54 рабочих дней), а срок рассмотрения заявления на внесения изменений в реестр аккредитованных лиц – в 2 раза (с 20 до 10 дней). Это стало возможным благодаря совершенствованию внутренних процедур Росаккредитации. В ведомстве реализуется комплекс мероприятий по внедрению принципов клиентоцентричности. Теперь заявители (аккредитованные лица) могут выбрать один из двух способов подачи заявления – через портал Госуслуг или напрямую на сайте ведомства.

Это решение наиболее важно для всех аккредитованных лиц, в том числе органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).

Также сокращается общий срок прохождения процедуры подтверждения компетентности на 12,5% (с 56 до 49 рабочих дней – при проведении документарной и выездной оценки или при расширении области аккредитации) или на 14,5% (с 48 до 41 рабочего дня – при проведении документарной или выездной оценки).

«Основная задача подготовленных изменений – это повышение прозрачности и снижение нагрузки на бизнес, что особенно важно в настоящее время. Это еще один этап в большой работе по созданию эффективной модели оказания государственных услуг в сфере аккредитации», – подчеркнул директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России Александр Вдовин.

«Благодаря Постановлению нам удалось сократить сроки предоставления услуг. Сам процесс их оказания также был изменен в сторону упрощения и оптимизации. Таким образом, это снизит временные и материальные издержки бизнеса в период аккредитации», — отметил руководитель Росаккредитации Назарий Скрыпник.

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 2023 г. № 1319 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. № 2050»

Как проходит подтверждение компетентности аккредитованного лица в форме документарной оценки

01 августа 2023

Федеральная служба по аккредитации напоминает порядок проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица (далее – Процедура) в форме документарной оценки.

В соответствии с Правилами проведения Процедуры, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. № 2050 (далее – Правила), для ее проведения аккредитованное лицо представляет в национальный орган по аккредитации заявление и прилагаемые к нему документы и сведения (пункт 3 Правил).

Согласно пунктам 21 и 31 Правил в срок, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ), а именно в течение первого года со дня аккредитации, Процедура проводится в форме документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации (за исключением случаев, установленных пунктом 22 Правил).

В ходе документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации осуществляется (проводится) экспертиза представленных им документов и сведений на предмет их соответствия критериям аккредитации с учетом области аккредитации, по результатам проведения которой оформляется акт экспертизы (пункты 32, 33 и 34 Правил).

Перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержден приказом Минэкономразвития России от 26 октября 2020 г. № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации» (далее – Критерии аккредитации).

Также, согласно пункту 9 формы заявления о проведении Процедуры, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 16 августа 2021 г. № 496 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении Процедуры, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о прекращении действия аккредитации» (приложение № 4), аккредитованное лицо предоставляет сведения о результатах своей деятельности за отчетный период, определяемый в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона № 412-ФЗ, по перечню согласно пунктам 2 – 9 Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 24 октября 2020 г. № 704 (далее – Положение).

Экспертиза представленных аккредитованным лицом документов и сведений включает в себя:

  • экспертизу документов и сведений на предмет их соответствия области аккредитации аккредитованного лица;
  • экспертизу руководства по качеству.

Согласно пункту 33 Порядка заполнения форм и перечней сведений, содержащихся в экспертном заключении, акте выездной экспертизы, акте экспертизы, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2021 г. № 657, при проведении Процедуры в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24 Федерального закона № 412-ФЗ (в течение первого года со дня аккредитации) в форме документарной оценки соответствия акт экспертизы оформляется только в части заполнения раздела «Результаты экспертизы представленных аккредитованным лицом документов и сведений».

Обращаем внимание экспертов по аккредитации, что в случае отсутствия документов и сведений, приложенных к заявлению аккредитованного лица на проведение Процедуры, позволяющих провести полную экспертизу на предмет соответствия критериям аккредитации с учетом области аккредитации аккредитованного лица, включая международные, национальные стандарты и иные документы, предусмотренные Критериями аккредитации, эксперт по аккредитации вправе запросить недостающие документы и сведения в соответствии с перечнем документов, подтверждающих соответствие, аккредитованного лица критериям аккредитации с учетом области аккредитации аккредитованного лица, а также сведения о результатах деятельности аккредитованного лица за отчетный период, определяемый в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона № 412-ФЗ, по перечню согласно пунктам 2 – 9 Положения, провести их анализ и по результатам экспертизы представленных аккредитованным лицом документов и сведений составить акт экспертизы.

Дайджест изменений ФГИС Росаккредитации

15 Июня 2023

Представляем вашему вниманию дайджест изменений ФГИС Росаккредитации от 15 июня 2023 г. Интерактивный помощник — обновлены следующие статьи:

  • Раздел «Государственные услуги» — В анкете самообследования не хватает строк для заполнения. Как их добавить?
  • Раздел «Государственные услуги» — Эксперт просит подписать документы в личном кабинете. Как это сделать?
  • Раздел «Государственные услуги» — Появляется окно с надписью: «Полное наименование, указанной области аккредитации в заявлении, не совпадает».
  • Раздел «Сервис регистрации деклараций» — Может ли физическое лицо/самозанятый зарегистрировать декларацию о соответствии?
  • Компонент протоколов испытаний — Почему не удаляется черновик протокола?
  • Компонент работников — Можно ли внести сотрудника, который является гражданином другой страны?
  • Компонент работников — Как изменить «Тип трудового договора» в карточке сотрудника?
  • Компонент технической оснащенности — Исключение из реестра.
  • Раздел «Конфигуратор областей аккредитации» — Как вносить в КОА очаг инфекционных, паразитарных и массовых не инфекционных заболеваний (отравлений)?
  • Раздел «Конфигуратор областей аккредитации» — Для формирования ОА органа инспекции центра гигиены и эпидемиологии прошу пошагово разъяснить куда и как включить факторы среды обитания (шум, вибрация, ЭМП, освещенность и т.д.).
  • Раздел «Конфигуратор областей аккредитации» — Ранее в бумажных областях по ТР ТС 018/2011 транспортные средства/транспортные средства повышенной проходимости/специальные и специализированные записывались одной строкой с общим перечнем требований и методов. В конфигураторе их необходимо повторять трижды (а это примерно 100 требований и столько же методов), так как это заложено конфигуратором: не требуется уточнение/повышенной проходимости/специальные и специализированные. При этом у транспортных средств и транспортных средств повышенной проходимости одни и те же требования и методы, а у специальных и специализированных – то же самое +20% других требований и методов.
  • Раздел «Конфигуратор областей аккредитации» — Как правильно сформировать область сокращения ОИ в конфигураторе, если ранее в области не были указаны «стадии инспекции», а сейчас это необходимо и функционал дает выбрать одну?
  • Раздел «Конфигуратор областей аккредитации» — Возможно ли добавить тип диапазона показателя «без учета разбавления» дважды, чтобы для одного показателя можно было внести 2 диапазона?
  • Раздел «Конфигуратор областей аккредитации» — В печатной области расчетный показатель был в одной строке с другими, в ЭОА приходится его вносить отдельной строкой. Так же не смогли решить вопрос с диапазоном «С учетом разбавления», он так же внесен отдельной строкой от диапазона без разбавления. Число строк таким образом увеличилось.
  • Раздел «Конфигуратор областей аккредитации» — Как вводить в Конфигураторе объект «Пищевые продукты» (все), без перечисления и конкретизации?
  • Раздел «Конфигуратор областей аккредитации» — Почему у ИЛ при редактировании методики или метода, требуется пересоздавать строку вновь через поле «мои методики»?
  • Раздел «Конфигуратор областей аккредитации» — При выборе конкретной методики в КОА подгружаются не только показатели для этой методики, но и все остальные существующие в базе КОА.

Поздравляем со Всемирным днем аккредитации!

09 Июня 2023

9 июня отмечается Всемирный день аккредитации – глобальная инициатива, учрежденная совместно Международным форумом по аккредитации (IAF) и Международной организацией по аккредитации лабораторий (ILAC), чтобы повысить осведомленность общественности о важности аккредитации. Темой Всемирного дня аккредитации 2023 г. стала роль аккредитации в адаптации к технологическим достижениям, изменениям в поведении потребителей и нормативно-правовой сфере, новым механизмам обеспечения доверия и меняющимся бизнес-моделям.

Поддерживая инициативу международных организаций по аккредитации, Росаккредитация считает своим долгом популяризировать возможности и роль института аккредитации в современном мире, в том числе принимая участие в разработке и распространении информационных материалов IAF и ILAC на русском языке.

Экономики по всему миру уже давно полагаются на интегрированную систему стандартов, правил, метрологии и оценки соответствия для создания инфраструктуры качества. Эта система создала необходимое доверие для поддержки торговли, гарантируя, что потребители, бизнес и регуляторы, приобретающие товары и услуги, получают то, что ожидают.

Внедрение новых технологий растет невиданными темпами, порождая новые угрозы и вызовы в области менеджмента. Прозрачность, обеспечиваемая технологиями и коммуникационными сетями, трансформирует способы завоевания и утраты доверия. Тема Всемирного дня аккредитации в этом году была выбрана для того, чтобы подчеркнуть, как аккредитация реагирует на новые тенденции и поддерживает отрасли экономики в меняющейся мировой торговой системе.

Минэкономразвития России внесло изменения в критерии аккредитации

31 Марта 2023

Приказом Минэкономразвития России внесены изменения в критерии аккредитации. В критериях актуализированы стандарты в сфере аккредитации и документы международных организаций по аккредитации, которым должны соответствовать аккредитованные лица. Это будет способствовать улучшению предпринимательского и делового климата и развитию международного взаимного признания. Приказ вступит в силу 1 сентября 2023 г.

«Приказ принят для актуализации подходов и принципов, предусмотренных в критериях. Изменения являются очередным шагом в деле совершенствования работы национальной системы аккредитации», — отметил директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России Александр Вдовин.

Приказом предусмотрены критерии аккредитации для нового типа аккредитованных лиц – медицинских лабораторий.

Приказ уточняет дополнительные требования для органов по сертификации, выполняющих работы по подтверждению соответствия гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

Актуализированы также требования для органов по валидации и верификации парниковых газов, органов по сертификации систем менеджмента, органов инспекции.

Кроме того, критерии аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений в сфере государственного регулирования, дополнены требованием о наличии в штате по основному месту работы работников, выполняющих указанные работы, обеспечивающих проведение работ (оказание услуг) по не менее чем половине включенных в область аккредитации позиций.

Приказ также вносит изменения в формы заявлений о расширении области аккредитации и о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица – у аккредитованных лиц появится возможность указывать в заявлении свою сферу деятельности.

Приказ Минэкономразвития Россиии от 23.01.2023 № 24 «О внесении изменений в приказы Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 707, от 16 августа 2021 г. № 496, от 29 октября 2021 г. № 657 и о признании утратившим силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 октября 2014 г. № 684»

Общественный совет при Росаккредитации обсудил применение риск-ориентированного подхода при контроле бизнеса

27 марта 2023

На прошедшем 20 марта заседании Общественного совета при Росаккредитации обсуждалась новая риск-ориентированная модель организации процесса проверки бизнеса в рамках Концепции реформы контроля, которую Минэкономразвития готовит* по поручению Президента России. В связи с постановлением Правительства № 336 в 2023 г. продолжает действовать мораторий на проверки бизнеса, проводятся только плановые проверки высокорисковых объектов и внеплановые проверки, которые инициируются в зависимости от срабатывания индикаторов риска** на текущие показатели предприятия.

Поскольку индикатор является сигналом для проведения внеплановой проверки, заместитель председателя Общественного совета Марина Блудян подняла вопрос изменения самого подхода к проверкам. По ее мнению, индикаторы риска должны способствовать увеличению профилактических мероприятий, их приоритетности, особенно при однократных нарушениях. «Если сработал один индикатор – проводится профилактическое мероприятие. А если сработало одновременно несколько индикаторов, тогда уже проводится проверка», – полагает Марина Блудян.

Спикер считает, что совет должен принимать активное участие в проработке вопросов, связанных с профилактикой: «В каждой сфере профилактические мероприятия могут быть разными. Мы можем обращаться в Службу с просьбой о проведении семинаров, совещаний по разным сферам, на которых Служба сможет с нами обсудить вопросы и все разъяснить». По мнению Марины Блудян, Общественному совету следует проработать варианты проведения профилактики, ощутимым результатом работы станет исправление организациями недочетов без применения административных санкций.

Руководитель Росаккредитации Назарий Скрыпник поблагодарил заместителя председателя совета за предложенную инициативу. «Сегодня к уже существующим 8 индикаторам риска Служба разработала дополнительные индикаторы и направила в Минэкономразвития. Мы рады, что бизнес-сообщество принимает активное участие в выработке общего подхода, и учтем ваши предложения в работе над этой моделью», – сообщил руководитель Службы.

Ранее статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Алексей Херсонцев заявил***, что Минэкономразвития планирует совместно с контрольно-надзорными ведомствами в течение двух лет осуществить переход на данную модель. «С одной стороны, индикаторы риска показывают бизнесу, как он должен себя вести, чтобы к нему не приходили [с внеплановыми проверками]. С другой стороны, эффективность проверочных мероприятий, если индикаторы риска правильно подобраны, должна стремиться вверх», – сказал Алексей Херсонцев.

*Алексей Херсонцев: внеплановые проверки бизнеса должны проводиться преимущественно по индикаторам риска (Минэкономразвития России, 22 декабря 2022)

**Алексей Херсонцев: досудебное обжалование позволило сократить рассмотрение спора в сфере контроля с года до 10 дней (Минэкономразвития России, 14 марта 2023)

***Минэк утвердит в 2023 году более 150 индикаторов риска для проверок бизнеса (изд. «Ведомости», 14 марта 2023)

Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»

Разъяснение № 25 о применении нормативных и методических документов

21 марта 2023

Разъяснение № 25 о применении нормативных и методических документов

Итоги деятельности Федеральной службы по аккредитации за 2021–2022 гг.

09 марта 2023, (изд. «Контроль качества продукции», 03/2023)

21 декабря 2022 г. на заседании Общественного совета при Росаккредитации подвели итоги деятельности Службы за 2021-2022 гг. Журнал «Контроль качества продукции» опубликовал инфографику со статистикой за 2020-2022 гг., предоставленной ведомством.

Итоги деятельности Федеральной службы по аккредитации за 2021–2022 гг.

Росаккредитация подготовила обзор изменений в работе аккредитованных лиц и заявителей с 1 марта

28 февраля 2023

1 марта истекает срок действия ряда положений Постановления № 353*, которыми на год было отложено действие некоторых норм Постановления № 2050**, регулирующих порядок предоставления услуг заявителям и аккредитованным лицам. Информация о соответствующих изменениях собрана в обзоре Росаккредитации.

  • Заявление подается через ЕПГУ

Заявление об аккредитации, заявление о расширении области аккредитации, заявление о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица направляется посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (Госуслуги) в виде электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя юридического лица или лица, которое в силу федерального закона или учредительных документов такого юридического лица выступает от его имени, либо индивидуального предпринимателя.

  • Одно заявление – одна область аккредитации, соответствующая одной схеме аккредитации

В одном заявлении об аккредитации может быть заявлена одна область аккредитации в соответствии с одной схемой аккредитации, принятой национальным органом по аккредитации в соответствии с пунктом 1.1 статьи 4 Федерального закона № 412-ФЗ с учетом международных стандартов.

Для проведения процедуры подтверждения компетентности применяется аналогичный подход – область аккредитации, прилагаемая к заявлению, должна соответствовать утвержденной области аккредитации и одной схеме аккредитации, принятой национальным органом по аккредитации в соответствии с пунктом 1.1 статьи 4 Федерального закона № 412-ФЗ с учетом международных стандартов.

  • Конфигуратор областей аккредитации

Область аккредитации всех типов аккредитованных лиц формируется с использованием средств ФГИС Росаккредитации в виде электронного документа и подписывается электронной подписью заявителя (аккредитованного лица) (представителя заявителя, аккредитованного лица) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области электронной подписи.

  • Специализированная электронная площадка для заключения договора

Договор заявителя (аккредитованного лица) с экспертной организацией, которая для эксперта по аккредитации — руководителя экспертной группы является основным местом работы или с которой такой эксперт по аккредитации осуществляет взаимодействие, об оказании услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственной услуги по аккредитации (расширению области аккредитации), включая экспертизу представленных заявителем (аккредитованным лицом) документов и сведений, выездную экспертизу соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации, оценку устранения заявителем (аккредитованным лицом) выявленных несоответствий критериям аккредитации, формируется и заключается в электронном виде на специализированной электронной площадке.

  • Сведения о результатах деятельности

Дополнительные сведения о результатах деятельности аккредитованных в национальной системе аккредитации органов инспекции и аккредитованных лиц, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений, предусмотренные Приказом № 704***, представляются в национальный орган по аккредитации в обязательном порядке.

* Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году»

** Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. № 2050 «Об утверждении Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, Правил проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, Правил внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц и предусмотренные пунктами 7 и 8 части 1 статьи 21 Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», Правил рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении действия аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

*** Приказ Минэкономразвития России от 24 октября 2020 г. № 704 «Об утверждении положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации»

Правительство утвердило постановление об автоматическом продлении разрешительных документов в 2023 году

26 января 2023

Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление (Постановление Правительства РФ от 23 января 2023 г. № 63) об автоматическом продлении сроков действия лицензий и других видов разрешительных документов на 12 месяцев.

Кроме того, до конца 2023 года продлевается возможность упрощения разрешительных процедур по решению госорганов. Например, они могут принимать решения о сокращении сроков предоставления услуг в сфере разрешительной деятельности, о сокращении обязательных требований или перечня документов, предоставляемых для получения разрешений, о временной отмене оценки соответствия обязательным требованиям.

Подписанным документом (Постановление Правительства РФ от 23 января 2023 г. № 63) внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 12 марта 2022 года №353 и Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2022 года №1589.

Постановление Правительства РФ от 23 января 2023 г. № 63 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2022 г. № 1589»

23 января 2023

Постановление Правительства РФ от 23 января 2023 г. № 63 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2022 г. № 1589»

Что произошло в сфере аккредитации за год

29 Декабря 2022 (изд. «Про Качество»)

Представители профессионального сообщества обсудили итоги 2022 года, в том числе результаты предпринятых антикризисных мер

Подходящий к концу год оказался богат на вызовы для бизнеса в целом и для отдельных его направлений. Игроки рынка оценки соответствия столкнулись с определенными сложностями, многие из которых удалось преодолеть. О том, какие меры поддержки для аккредитованных лиц были предприняты в этом году и как система аккредитации справлялась с поставленными задачами, рассказали представители Росаккредитации на Международной конференции опорных лабораторий, экспертов по аккредитации и технических экспертов.

Международная конференция опорных лабораторий, экспертов по аккредитации и технических экспертов прошла с 14 по 15 декабря 2022 г. в Москве. Она стала заключительным событием Росаккредитации в этом году после Всероссийского форума аккредитованных лиц, собравшего порядка 15 тыс. отраслевых участников.

Открыл конференцию заместитель руководителя Федеральной службы по аккредитации Александр Соловьев. Он рассказал о результатах мероприятий в рамках федерального проекта «Промышленный экспорт»: за 2019-2022 гг. для испытаний продукции по требованиям стран экспорта создана сеть опорных лабораторий в 61 субъекте Российской Федерации. 41 опорная лаборатория получила право использовать знак ILAC MRA в протоколах испытаний.

За четыре года в три тысячи раз выросло количество протоколов испытаний продукции с целью экспорта

Помимо этого, Росаккредитация совместно с Национальным институтом аккредитации Росаккредитации создала цифровую платформу как для проверки квалификации опорных лабораторий, так и для обучения их сотрудников.

В заключение Александр Соловьев отметил, что в текущих экономических условиях ключевой задачей для российского экспорта является смена фокуса на страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Поэтому на 2023 г. Росаккредитацией запланированы мероприятия по переориентации опорных лабораторий и обучению сотрудников для испытаний продукции под требования приоритетных стран.

Начальник Управления правового обеспечения и международного взаимодействия Росаккредитации Михаил Пигалицын рассказал об особенностях разрешительной системы в 2022 году и внесении изменений в нормативные акты. В 2022 году внедрена ускоренная процедура расширения области аккредитации для испытательных лабораторий. Эта мера поддержки действует до 1 сентября 2023 года.

Еще одним важным решением стал перенос сроков подтверждения компетентности аккредитованных лиц. В этом году изменение сроков происходило в два этапа. «В марте вследствие изменения экономической ситуации мы заложили период наступления сроков подтверждения компетенции с 14 марта по 1 сентября, – уточнил Михаил Пигалицын. – В августе – уже с более полной оценкой того, насколько события в мире повлияли на рынок, – мы посчитали возможным увеличить период, в течение которого наступает срок подтверждения компетентности».

Исходя из объявленной частичной мобилизации были проработаны риски в связи с возможным сокращением работников. Так, в сентябре внесли изменения в  17 приложение . Для аккредитованных лиц предусмотрели возможность заключить договор с соискателем на замену сотрудника, действие трудового договора с которым приостановлено,  в течение трех месяцев. «Также мы предусмотрели возможность привлекать к работам новых людей, снизив определенные требования к опыту для работников аккредитованных лиц», – прокомментировал Михаил Пигалицын. Также были предотвращены определенные риски – обозначено, что если сотрудника аккредитованного лица, обладающего необходимой компетенцией для выполнения работ в области аккредитации, мобилизовали , то и осуществлять свою деятельность в этой области аккредитованное лицо не может.  Тем не менее теперь, когда аккредитованные лица не могут найти работников, они в праве сокращать область аккредитации или приостановить ее действие. 

Со стороны руководства Министерства экономического развития РФ и Аппарата Правительства РФ была поставлена задача сократить сроки предоставления государственных услуг. «Ранее срок осуществления процедуры аккредитации составлял 100 рабочих дней, – уточнил Михаил Пигалицын. –  Теперь он снижен до 61 дня .  Фактически же все происходит еще быстрее». Сокращение сроков стало возможным за счет различных решений. Например, за счет проведения мероприятий в  формате ВКС  и отказа от приостановки деятельности аккредитованного лица по результатам  документарной оценки. Теперь аккредитованное лицо, даже если у него выявлены несоответствия, продолжает работу. Но оно должно устранить несоответствия в период проведения выездной проверки. Это значительно сократило сроки, потому что отпала необходимость дополнительно запрашивать документы и проверять их. 

Заместитель руководителя Федеральной службы по аккредитации Максим Залазаев подтвердил, что всеми нововведениями аккредитованные лица активно пользуются. Так, возможностью пройти ускоренную процедуру расширения области аккредитации воспользовались уже более 250 лабораторий. 

Также он добавил, что в марте  постановлением 353  было приостановлено применение постановлений  934  и  936 , однако уже с сентября эти постановления снова заработали. При этом действует  мораторий  на проверки, поэтому сегодня осуществляются проверки только тех лиц, аккредитация которых приостановлена по итогам процедуры подтверждения компетентности. 

«Кроме того, в сентябре была открыта возможность заключать договоры аренды для испытательных лабораторий на срок не менее 11 месяцев, – добавил спикер. – Это также явилось определенной мерой поддержки для испытательных лабораторий».

Генеральный директор  Национального института аккредитации Росаккредитации  Денис Сухецкий отметил, что изменения порядка предоставления государственных услуг внесли изменения в работу экспертного сообщества. «С марта по август было перенесено 630 государственных услуг, и нам приходилось срочно принимать решения, как юридически оформить перенос, как вписаться в сроки. Приостановлено было более 500 государственных услуг». Тем не менее, по словам спикера, переносы и своевременные решения о продлении постановления № 353 выровняли ситуацию. Таким образом, удалось избежать больших нагрузок, скопления большого количества государственных услуг в одном периоде. «Нагрузка на экспертное сообщество до конца 2023 года выглядит спокойной, без перекосов, – отметил Денис Сухецкий. – Это позволит нам выполнить основные цели и задачи развития национальной системы аккредитации».

Приказ Росаккредитации от 14 ноября 2022 г. № 219 «Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»

14 ноября 2022

Приказ Росаккредитации от 14 ноября 2022 г. № 219 «Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»

СМ 04.1-1.0008. Руководство по аккредитации испытательных лабораторий (центров). Версия 01. Ноябрь 2022. Утв. 11.11.22

11 ноября 2022

СМ 04.1-1.0008. Руководство по аккредитации испытательных лабораторий (центров). Версия 01. Ноябрь 2022. Утв. 11.11.22

Обновлены типовые формы договоров в рамках предоставления экспертными организациями услуг заявителям и аккредитованным лицам

17 октября 2022

Росаккредитация обновила ранее опубликованные типовые формы договоров, заключаемых между экспертными организациями и заявителями и аккредитованными лицами. Применение типовых форм будет способствовать соблюдению сроков заключения договоров с заявителями, аккредитованными лицами и обеспечению оказания услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ), а также формированию единых подходов в работе экспертных организаций с заявителями и аккредитованными лицами.

Частью 5 статьи 15 Федерального закона № 412-ФЗ установлена обязанность заявителя, аккредитованного лица заключить с экспертной организацией договор на оказание услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с Федеральным законом № 412-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона № 412-ФЗ экспертные организации обязаны, в том числе, заключать договоры с заявителями, аккредитованными лицами не позднее чем в течение десяти рабочих дней со дня направления заявителям, аккредитованным лицам информации о составе экспертной группы.

Обращаем внимание, что для оперативного обмена информацией допускается подписание договоров электронной подписью и обмен документами между организациями посредством автоматизированных информационных систем конфиденциального обмена юридически значимыми электронными документами.

Типовые формы договоров:

Аккредитация/расширение области аккредитации (2 этапа, АКК-РОА). Скачать

Аккредитация/расширение обрасти аккредитации (2 этапа, БРОА). Скачать

Подтверждение компетентности (ПК 1). Скачать

Подтверждение компетентности, документарная (ПК 1, документарная). Скачать

Подтверждение компетентности, изменение места осуществления деятельности (ПКИМОД). Скачать

Подтверждение компетентности, расширение области аккредитации (ПКР). Скачать

Подтверждение компетентности, расширение области аккредитации, изменение места осуществления деятельности (ПКРИМОД). Скачать

Расширение области аккредитации (РОА). Скачать

Устранение несоответствий (УН). Скачать

Внесены изменения в Особенности осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации

15 сентября 2022

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2022 г. № 1589, вступившим в силу с 14 сентября 2022 г., внесены изменения в Особенности осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» (далее – Изменения).

В соответствии с Изменениями сроки прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованных в национальной системе аккредитации лиц, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ), наступающие для аккредитованных в национальной системе аккредитации лиц со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 до 1 января 2024 г., переносятся на 9 месяцев для аккредитованных в национальной системе аккредитации испытательных лабораторий (центров) и органов инспекции, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, и на 6 месяцев для иных аккредитованных лиц. При этом указанный перенос возможен только однократно.

Обращаем внимание, что указанная норма не распространяется на срок прохождения процедуры подтверждения компетентности, который был перенесен в соответствии с Особенностями осуществления аккредитации в национальной системе, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353, до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2022 г. № 1589.

До 1 марта 2023 г. также для испытательных лабораторий (центров), органов инспекции и лиц, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений, аккредитованных (аккредитуемых) в национальной системе аккредитации после 1 января 2021 г., допускается приобретение права владения и пользования помещениями, испытательным оборудованием, средствами измерений, эталонами единиц величин, указанными в критериях аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 октября 2020 г. № 707 (далее – Критерии аккредитации), на срок менее одного года, но не менее 11 месяцев.

Обращаем внимание, что в указанном случае аккредитованные (аккредитуемые) в национальной системе аккредитации лица обязаны представлять в Службу документы и сведения, подтверждающие продление права владения и пользования помещениями, испытательным оборудованием, средствами измерений, эталонами единиц величин на срок не менее 11 месяцев не позднее чем за 5 рабочих дней до истечения срока действия права владения и пользования.

Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2022 г. № 1589 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353»

12 сентября 2022

Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2022 г. № 1589 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353»

Отсутствие анкеты самообследования – наиболее частая причина возврата заявления

09 сентября 2022

Одной из распространенных ошибок при направлении заявлений является отсутствие анкеты самообследования заявителя, аккредитованного лица. Напоминаем, что с 1 сентября 2022 г. требование о предоставлении этого документа является строго обязательным.

Заявителям и аккредитованным лицам рекомендуем уделить особое внимание полноте (комплектности) прилагаемых к заявлению документов.

Заявления, оформленные с нарушением обязательных требований, возвращаются заявителю без рассмотрения.

Об обязательном предоставлении с 1 сентября анкеты самообследования заявителями, аккредитованными лицами

01 сентября 2022

С 1 сентября 2022 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. № 2050* при подаче заявления об аккредитации, расширении области аккредитации, подтверждении компетентности предусмотрено обязательное предоставление анкеты самообследования заявителя, аккредитованного лица (далее – анкета самообследования).

В анкете самообследования заявителем, аккредитованным лицом указывается соответствие его документов и сведений критериям аккредитации, национальным стандартам Российской Федерации, межгосударственным стандартам, документам международных организаций в области аккредитации, руководствам по аккредитации, требованиям, установленным схемой аккредитации, принятой национальным органом по аккредитации в соответствующей сфере деятельности, иным документам, предусмотренным соответствующей формой анкеты самообследования.

При оформлении заявления на предоставление государственной услуги анкета самообследования загружается в раздел «Прилагаемые документы» в строку «Иные документы».

Заполненную и подписанную анкету самообследования необходимо прикладывать к заявлениям об аккредитации, расширении области аккредитации и подтверждении компетентности для всех типов заявителей, аккредитованных лиц.

* Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. № 2050 «О порядке осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, расширения области аккредитации, порядке внесения изменений в сведения ‎об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц, порядке рассмотрения заявления аккредитованного лица ‎о прекращении деятельности в области аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации, порядке проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица»

Приказ Росаккредитации от 1 июля 2022 г. № 108 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы анкеты самообследования, представляемой аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) в целях прохождения ускоренной процедуры расширения области аккредитации

Анкета самообследования соответствия испытательной или калибровочной лаборатории требованиям критериев аккредитации

Новости взяты с сайта Росаккредитации

Читать полностью на сайте Росаккредитации

БЛИЖАЙШИЕ  КУРСЫ

ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА ГОД

АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ РОСАККРЕДИТАЦИИ

НОВОСТИ РОСАККРЕДИТАЦИИ 2022

Другие материалы:

Об аккредитации. Что такое аккредитация?

Преимущества аккредитованной испытательной лаборатории. В чем смысл аккредитации для лаборатории?

Порядок аккредитации в Росаккредитации. Порядок аккредитации, подтверждения компетентности, расширения области аккредитации ИЛ

Особенности аккредитации и процедуры подтверждения компетентности в 2022 г. в связи с COVID-19