Новости по аккредитации 2018. Важно

БЛИЖАЙШИЕ  КУРСЫ

ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА 2019-2020 гг.

Рекомендации по вопросам оформления и подачи заявлений на предоставление государственных услуг об аккредитации, о расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации и проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица

В соответствии Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ) заявления об аккредитации, расширении области аккредитации, проведении процедуры подтверждения компетентности возвращаются без рассмотрения в следующих случаях:

  1. Отсутствуют сведения о заявителе в едином государственном реестре юридических лиц (для юридических лиц) или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей).
  2. Нарушены установленные требования к заявлению и (или) предоставлению прилагаемых к заявлению документов.
  3. Заявление подписано лицом, не уполномоченным на его подписание.
  4. На момент подачи заявления об аккредитации на рассмотрении в Росаккредитации находится другое заявление об аккредитации от данного заявителя по тому же адресу места осуществления деятельности в заявленной области аккредитации, либо если данный заявитель уже является аккредитованным лицом в соответствующей области аккредитации по тому же адресу места осуществления деятельности.
  5. На момент подачи заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица на рассмотрении в Росаккредитации находится другое заявление от данного аккредитованного лица о проведении процедуры подтверждения его компетентности.

В целях предотвращения типовых ошибок, допускаемых заявителями при подготовке и подаче заявлений на предоставление государственных услуг, Федеральная служба по аккредитации рекомендует ознакомиться  с приведенными ниже требованиями.

В соответствии с частью 8 статьи 16 Федерального закона № 412-ФЗ подача заявлений об аккредитации, о расширении области аккредитации и проведении процедуры подтверждения компетентности осуществляется в электронной форме.

Подача заявлений об аккредитации осуществляется через электронный сервис  подачи заявлений на аккредитацию https://gu2.fsa.gov.ru/.

Подача заявлений о расширении области аккредитации и прохождении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица осуществляется через личный кабинет аккредитованного лица во ФГИС Росаккредитации.

Заявления о сокращении области аккредитации представляются заявителем в Росаккредитацию непосредственно либо направляются заказным почтовым отправлением.

Оформление заявления и прилагаемых к нему документов осуществляется в соответствии требованиями Федерального закона № 412-ФЗ и формами, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. № 288.

К заявлениям об аккредитации, о расширении области аккредитации, о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица (вместе с прохождением процедуры расширения области аккредитации или изменением места или мест осуществления деятельности аккредитованного лица) должны быть приложены и зафиксированы в описи копии документов согласно перечню, приведенному в пункте 31 Административного регламента, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 апреля 2015 г. № 194.

Требования и рекомендации к оформлению заявлений об аккредитации

  1. Заявление должно быть подписано руководителем юридического лица (или лицом, которое в силу федерального закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени), либо индивидуальным предпринимателем. В случае если заявление подписано лицом, не имеющим права действовать без доверенности от имени заявителя, в обязательном порядке к заявлению должны бытьприложены копии документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление.
  2. В заявлении об аккредитации должна содержаться фраза: «согласен соблюдать критерии аккредитации, а также требования документов в соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ».
  3. На области аккредитации должны быть проставлены подпись соответственного уполномоченного лица и печать юридического лица или индивидуального предпринимателя (в случае, если имеется).
  4. Область аккредитации должна быть оформлена в соответствии с формами, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. № 288 (в том числе в части наименований столбцов таблиц области аккредитации).
  5. В правом верхнем углу области аккредитации указывается «приложение к заявлению об аккредитации» (не допускается указание слов «приложение к аттестату аккредитации» и т.п.).

Требования и рекомендации к оформлению заявлений о расширении области аккредитации

  1. Заявление должно быть подписано руководителем юридического лица (или лицом, которое в силу федерального закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени), либо индивидуальным предпринимателем. В случае если заявление подписано лицом, не имеющим права действовать без доверенности от имени заявителя, в обязательном порядке к заявлению должны бытьприложены копии документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление.
  2. На области аккредитации должны быть проставлены подпись соответствующего уполномоченного лица и печать юридического лица или индивидуального предпринимателя (в случае, если имеется).
  3. В заявлении должен быть указан корректный номер записи в реестре аккредитованных лиц (номер аттестата аккредитации).
  4. В заявлении и приложении к нему (расширяемой области аккредитации) должны быть указаны сведения, соответствующие сведениям реестра аккредитованных лиц, в том числе в части адреса мест(а) осуществления деятельности аккредитованного лица, наименования аккредитованного лица и др.
  5. Область аккредитации должна быть оформлена в соответствии с формами, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. № 288 (в том числе в части наименований столбцов таблиц области аккредитации).
  6. В правом верхнем углу области аккредитации указывается «приложение к заявлению об аккредитации» (не допускается указание слов «приложение к аттестату аккредитации» и т.п.).

Требования и рекомендации к оформлению заявлений о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе при совмещении с процедурой расширения области аккредитации и (или) изменения места осуществления деятельности

  1. Не допускается подача аккредитованными лицами заявлений ранее чем за четыре месяцадо наступления срока, определяемого в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона № 412-ФЗ (первое подтверждение компетентности).
  2. Заявление должно быть подписано руководителем юридического лица (или лицом, которое в силу федерального закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени), либо индивидуальным предпринимателем. В случае если заявление подписано лицом, не имеющим права действовать без доверенности от имени заявителя, в обязательном порядке к заявлению должны бытьприложены копии документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление.
  3. В случае совмещения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица с процедурой расширения области аккредитации в пунктах 1 и 2 заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица и приложениях к нему должны быть указаны сведения, соответствующие сведениям реестра аккредитованных лиц, в том числе в части адреса (адресов) места (мест) осуществления деятельности аккредитованного лица, наименования аккредитованного лица и др.

В случаях совмещения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица с процедурами расширения области аккредитации и изменения места осуществления деятельности; процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица с процедурой изменения места осуществления деятельности в пунктах 1 и 2 заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица и приложениях к нему должны быть указаны сведения, соответствующие сведениям реестра аккредитованных лиц. При этом вместо адреса (адресов) места (мест) осуществления деятельности, указанного в реестре аккредитованных лиц, указывается адрес нового места или мест осуществления деятельности в заявленной области аккредитации.

  1. В пункте 3 заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица указывается адрес (адреса) места (мест) осуществления деятельности согласно реестру аккредитованных лиц.
  2. В пункте 4 заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица должен быть указан правильный номер записи аккредитованного лица в реестре аккредитованных лиц (номер аттестата аккредитации).
  3. В пункте 5 заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица необходимо указывать конкретный пункт части 1 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ.
  4. К заявлению о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица необходимо прилагать область аккредитации, при этом указанная область представляет собой единый документ, оформляемый в соответствии с приложением № 1 к приказу Минэкономразвития России
    от 23 мая 2014 г. № 288.
  5. Область аккредитации должна быть сформирована с учетом всех областей аккредитации, утвержденных ранее в рамках процедур аккредитации, сокращения области аккредитации, расширения области аккредитации, изменения мест(а) осуществления деятельности.

На области аккредитации при процедуре подтверждения компетентности аккредитованного лица при совмещении с процедурой изменения места (мест) осуществления деятельности указывается новое место или места осуществления деятельности аккредитованного лица.

  1. На области аккредитации должны быть проставлены подпись соответствующего должностного лица и печать юридического лица или индивидуального предпринимателя (в случае, если имеется).
  2. Область аккредитации должна быть оформлена в соответствии с формами, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. № 288 (в том числе в части наименований столбцов таблиц области аккредитации).
  3. В правом верхнем углу области аккредитации указывается «приложение к заявлению об аккредитации» (не допускается указание слов «приложение к аттестату аккредитации» и т.п.).
  4. При совмещении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации к заявлению прилагается две области аккредитации:

— область аккредитации, сформированная с учетом всех областей аккредитации, утвержденных ранее в рамках процедур аккредитации, сокращения области аккредитации, расширения области аккредитации, изменения мест(а) осуществления деятельности;

— расширяемая область аккредитации.

Требования и рекомендации к оформлению заявлений о сокращении области аккредитации

  1. Заявление должно быть подписано руководителем юридического лица (или лицом, которое в силу федерального закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени), либо индивидуальным предпринимателем. В случае если заявление подписано лицом, не имеющим права действовать без доверенности от имени заявителя, в обязательном порядке к заявлению должны бытьприложены копии документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление.
  2. На области аккредитации должны быть проставлены подпись соответствующего должностного лица и печать юридического лица или индивидуального предпринимателя (в случае, если имеется).
  3. В заявлении должен быть указан корректный номер записи аккредитованного лица в реестре аккредитованных лиц (номер аттестата аккредитации).
  4. В заявлении и приложении к нему (сокращаемой области аккредитации) должны быть указаны сведения, соответствующие сведениям реестра аккредитованных лиц, в том числе в части адреса мест(а) осуществления деятельности аккредитованного лица, наименования аккредитованного лица и др.
  5. Область аккредитации должна быть оформлена в соответствии с формами, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. № 288 (в том числе в части наименований столбцов таблиц области аккредитации).
  6. В правом верхнем углу области аккредитации указывается «приложение к заявлению об аккредитации» (не допускается указание слов «приложение к аттестату аккредитации» и т.п.).
  7. В приложении к заявлению о сокращении области аккредитации
    (в сокращаемой области аккредитации) указываются сведения о той части области аккредитации, в рамках которой аккредитованное лицо не планирует далее осуществлять свою деятельность.
  8. Если аккредитованное лицо планирует полностью прекратить осуществление своей деятельности по одному из адресов, необходимо указать это в пункте 4 заявления либо в сопроводительном письме. В этом случае по результатам принятого Росаккредитацией решения о сокращении области аккредитации соответствующий адрес будет исключен из реестра аккредитованных лиц.
  9. К заявлению о сокращении области аккредитации прикладывается 2 (два) экземпляра сокращаемой области аккредитации.

Разъяснение Росаккредитации об эквивалентности национальных и межгосударственных стандартов

По итогам заседания рабочей группы по вопросам принятия решений о возможности применения национальных и межгосударственных стандартов, разработанных на основе (взамен) ранее действующих, для обеспечения деятельности Росаккредитации по аккредитации и подтверждению компетентности аккредитованных лиц (протокол от 07.12.2017 № 03-5-пр) Федеральной службой по аккредитации подготовлено разъяснение об эквивалентности ряда отмененных и принятых стандартов, применение которых при подтверждении соответствия продукции может осуществляться без дополнительного оснащения испытательных лабораторий (центров) испытательным оборудованием и средствами измерений, без повышения квалификации работников, без внесения изменений в процедуры и расширения области аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия.

Разъяснение № 7 о применении стандартов, содержащее перечень из признанных эквивалентными 81 стандарта, опубликовано в соответствующем разделе сайта Службы.

Разъяснение Росаккредитации об актуализации областей аккредитации испытательных лабораторий (центров), применяющих ПНД Ф

В связи с поступающими обращениями аккредитованных лиц, связанными с оформлением области аккредитации испытательных лабораторий (центров), применяющих ПНД Ф, Росаккредитация информирует о следующем.

  1. В случае изменения шифра и/или года издания ПНД Ф и указания в преамбуле новой версии документа сведений о его введении взамен ранее действующей версии допускается проведение аккредитованным лицом исследований (испытаний) и измерений по актуальным (новым) версиям ПНД Ф при условии их внедрения в деятельность аккредитованного лица в соответствии с требованиями системы менеджмента и ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009.

Внесение уточнений в область аккредитации (актуализация шифра и/или года издания ПНД Ф, уточнение диапазона измерений, наименований объектов исследований (испытаний) и измерений и т.п.) осуществляется при очередном подтверждении компетентности аккредитованного лица.

  1. Аккредитованное лицо вправе проводить исследования (испытания) и измерения в соответствии с ПНД Ф, ранее включенными в утвержденную область аккредитации и не актуализированными. При этом основания, случаи и процедуры использования неактуальных версий ПНД Ф должны быть отражены в системе менеджмента аккредитованного лица и должны соблюдаться.
  2. В областях аккредитации испытательных лабораторий (центров) указание года издания ПНД Ф не является обязательным.

Разъяснение Росаккредитации о соблюдении испытательными лабораториями (центрами) требований пункта 19 критериев аккредитации

В связи с поступающими обращениями аккредитованных лиц, Росаккредитация информирует о следующем.

Работники испытательной лаборатории (центра), не отвечающие требованиям пункта 19 критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326 «Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» (далее – критерии аккредитации), не имеют права подписания протоколов исследований (испытаний) и измерений, а также журналов/листов регистрации результатов исследований (испытаний) и измерений в случае, если эти журналы/листы являются единственными итоговыми документами о результатах исследований (испытаний) и измерений.

Допускается подписание работниками, не отвечающими требованиям пункта 19 критериев аккредитации, записей в журналах/листах регистрации результатов исследований (испытаний) и измерений, не являющихся единственными итоговыми документами о результатах исследований (испытаний) и измерений, при условии подтверждения указанных записей подписью лица, отвечающего требованиям пункта 19 критериев аккредитации (наставника). Порядок подтверждения записей со стороны наставника и его ответственность за итоговый результат исследований (испытаний) и измерений должны быть регламентированы документами системы менеджмента испытательной лаборатории (центра).

Разъяснение Росаккредитации о соблюдении заявителями, аккредитованными лицами требований критериев аккредитации в части владения и пользования помещениями

В связи с поступающими обращениями аккредитованных лиц, заявителей и иных заинтересованных лиц, связанными с соблюдением критериев аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 (далее – Критерии аккредитации), в части владения и пользования помещениями Росаккредитация информирует о следующем.

В силу абзаца второго пункта 2 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 04.05.2007 № 88, нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Как ранее указывалось, Критерии аккредитации утверждены приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 в пределах компетенции, делегированной пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Пункты 11, 21, 30, 38 и 46 Критериев аккредитации (в отношении всех типов аккредитованных лиц соответственно) устанавливают требование о наличии по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования помещений. Таким образом, Критерии аккредитации, являясь нормативным правовым актом, устанавливают обязательные применительно к соответствующему типу аккредитованного лица правила о нахождении помещений в собственности или на ином законном основании, предусматривающем одновременно право владения и пользования.

Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.

В соответствии со статьей 421 ГК РФ:

  • граждане и юридические лица свободны в заключении договора;
  • условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно статьям 422, 432 ГК РФ:

  • договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения;
  • договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора; существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные;
  • или необходимые для договоров данного вида, а также  все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

С учетом изложенного, исходя из норм ГК РФ, в целях соблюдения Критериев аккредитации заявители, аккредитованные лица могут иметь помещения на следующих основаниях, помимо права собственности, предусматривающих одновременно права владения и пользования:

  • аренда;
  • хозяйственное ведение имуществом;
  • оперативное управление имуществом.

В отношении безвозмездного пользования (ссуды) для бюджетных учреждений необходимо обратить внимание на следующее.

Содержание норм главы ГК РФ, посвященной безвозмездному пользованию, показывает, что договор безвозмездного пользования (договор ссуды) предполагает передачу вещей по договору ссуды не только в пользование, но и во владение ссудополучателя.

Таким образом, так же, как и по договору аренды, по договору ссуды имущество может передаваться либо во владение и пользование (что более распространено), либо только в пользование.

С учетом изложенного, в целях соблюдения Критериев аккредитации бюджетные учреждения могут иметь помещения, в том числе, на основании договора безвозмездного пользования (при отсутствии в договоре ссуды положений о передаче имущества только в пользование).

Дополнительно – по вопросам, связанным с подтверждением права владения и пользования помещениями, с учетом позиций Минэкономразвития России и Росреестра, Росаккредитация информирует о следующем.

В силу статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (часть 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее – государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (части 3, 5 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ).

В случаях если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, то правовые последствия сделки наступают после ее регистрации (пункт 1 статьи 164 ГК РФ). Пунктом 3 статьи 433 ГК РФ предусматривается специальное правило для договоров – договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Правила статьи 433 ГК РФ устанавливают, что нарушение требования о государственной регистрации договора лишает стороны такого договора права противопоставлять его третьим лицам, но сами стороны связаны таким соглашением.

В соответствии со статьей 606 ГК РФ правоотношения, связанные с предоставлением имущества во временное владение и пользование или во временное пользование, возникают из договора аренды (имущественного найма). Договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме (пункт 1 статьи 609 ГК РФ).

При этом договор аренды здания или сооружения, а равно и нежилого помещения (далее – недвижимое имущество), заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (пункт 2 статьи 651 ГК РФ, пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.06.2000 № 53).

Таким образом, правоотношения, возникающие в связи с передачей  недвижимого имущества, принадлежащего одному лицу, во временное владение и пользование другому лицу на срок не менее года, возникают из договора аренды такого недвижимого имущества, который подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). Указанные правоотношения регулируются по правилам, установленным главой 34 ГК РФ.

Учитывая положения статей 606 и 421 ГК РФ, в договоре аренды стороны могут по своему усмотрению предусмотреть объем передаваемых прав (временное владение и пользование или временное пользование), что не влияет на процедуру государственной регистрации договора аренды.

Также необходимо обратить внимание, что в соответствии со статьей 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.

При изменении договора обязательства сторон сохраняются и измененном виде (статья 453 ГК РФ).

В силу статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Согласно пункту 2 статьи 164 ГК РФ сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации.

Вместе с тем, правоотношения, вытекающие из договоров оказания услуг, регулируются главой 39 ГК РФ, возникают на основании иного вида договора, предметом которого не являются обязательства по передаче имущества.

Отмечаем, что правоотношения, возникшие между сторонами на основании договора оказания услуги по представлению объекта недвижимости (помещения), не являются арендными и, следовательно, заказчик такой услуги не может быть признан законным обладателем прав владения и пользования этим помещением как объектом недвижимого имущества.

С учетом изложенного обращаем внимание, что в качестве законного основания (подтверждения) права владения и пользования помещением не рассматриваются:

  • договор оказания услуг;
  • договор на временное (почасовое) владение и пользование помещениями;
  • технический паспорт объекта недвижимости;
  • свидетельство о государственной регистрации права на объект незавершенного строительства и иные аналогичные документы.

Разъяснение Росаккредитации о применении нормативных и методических документов

В соответствии с письмами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.04.2018 № 01/4569-2018-23 и от 02.07.2018 № 01/8497-2018-23 Росаккредитацией подготовлено разъяснение об эквивалентности ряда отмененных и принятых нормативных и методических документов, применение которых может осуществляться без повышения квалификации работников аккредитованных лиц, без оснащения испытательным оборудованием и средствами измерений.

Разъяснение № 9 о применении нормативных и методических документов опубликовано в соответствующем разделе сайта Службы.

Разъяснение Росаккредитации о применении нормативных и методических документов

В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.04.2018 № 01/4569-2018-23 Росаккредитацией подготовлено разъяснение об эквивалентности ряда отмененных и принятых нормативных и методических документов, применение которых может осуществляться без повышения квалификации работников аккредитованных лиц, без оснащения испытательным оборудованием и средствами измерений.

Разъяснение №8 о применении нормативных и методических документов опубликовано в соответствующем разделе сайта Службы.

Разъяснение Росаккредитации о возможности применения национальных и межгосударственных документов в области стандартизации, разработанных на основе (взамен) действующих

В связи с поступающими обращениями аккредитованных лиц, заявителей и иных заинтересованных лиц, связанными с оформлением области аккредитации испытательных лабораторий (центров), применяющих документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний), измерений (межгосударственные и национальные стандарты, СанПиНы, ПНД Ф, МУК, МР и др.) (далее – нормативные документы), Росаккредитация информирует о следующем.

  1. В случае указания в преамбуле новой версии нормативного документа сведений о его введении взамен ранее действующей версии и при условии отсутствия необходимости в дополнительном оснащении испытательных лабораторий (центров) испытательным оборудованием и средствами измерений, повышении квалификации работников, допускается проведение аккредитованными лабораториями (центрами) исследований (испытаний) и измерений по актуальным (новым) версиям нормативных документов без расширения области аккредитации, при условии их внедрения в деятельность аккредитованного лица в соответствии с требованиями системы менеджмента и ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», если иное не определено решением рабочей группы по вопросам принятия решений о возможности применения национальных и межгосударственных документов в области стандартизации, разработанных на основе (взамен) ранее действующих, для обеспечения деятельности Росаккредитации по аккредитации и подтверждению компетентности аккредитованных лиц.

Соответствие реализации порядка проведения исследований (испытаний), измерений требованиям указанных выше нормативных документов оценивается при подтверждении компетентности испытательной лаборатории (центра) в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Обращаем внимание, что к заявлению о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица согласно приказу Минэкономразвития России от 23.05.2014 № 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации» прикладывается актуализированная область аккредитации.

  1. Аккредитованное лицо вправе проводить исследования (испытания) и измерения в соответствии с ранее действующими версиями нормативных документов, включенных в утвержденную область аккредитации. При этом основания, случаи и процедуры использования ранее действующих версий таких нормативных документов должны быть отражены в системе менеджмента аккредитованного лица и должны соблюдаться.
  2. В области аккредитации испытательной лаборатории (центра) указание года издания нормативных документов не является обязательным.
  3. В выдаваемых испытательной лабораторией (центром) протоколах исследований (испытаний) и измерений или иных итоговых документах о результатах исследований (испытаний) и измерений должна указываться используемая при таких исследованиях (испытаниях) и измерениях версия нормативного документа с полным наименованием и реквизитами (номером, годом).

О предоставлении отчетов о результатах деятельности аккредитованных лиц на бумажном носителе

В связи со случаями направления в Росаккредитацию отчетов о результатах деятельности аккредитованных лиц на бумажном носителе или посредством электронной почты Служба обращает внимание на следующее.

Пункт 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее — Федеральный закон № 412-ФЗ)  обязывает  аккредитованные лица безвозмездно представлять в национальный орган по аккредитации с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации сведения о результатах своей деятельности, об изменениях состава своих работников и их компетентности, изменениях технической оснащенности, состав, порядок и сроки представления которых установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации (за пользование федеральной государственной информационной системой в области аккредитации плата не взимается).

Часть 2 статьи 31 Федерального закона № 412-ФЗ предусматривает, что положения пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона № 412-ФЗ в части представления аккредитованными лицами с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации  (далее – ФГИС Росаккредитации) сведений о результатах деятельности применяются по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. До истечения указанного срока такие сведения могут быть представлены на бумажных носителях одновременно за весь отчетный период.

Следовательно, аккредитованные лица имели законные основания представлять сведения о результатах своей деятельности на бумажном носителе до 28 декабря 2014 г.

Приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 329 «Об утверждении Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации» также не предусматривает возможности представления указанных сведений в Росаккредитацию на бумажном носителе.

В целях реализации обозначенного права аккредитованных лиц представлять сведения о результатах своей деятельности с использованием ФГИС Росаккредитации в личных кабинетах аккредитованных лиц предоставлен доступ к соответствующим подсистемам ФГИС Росаккредитации. Порядок использования функциональности подсистем представления отчетности опубликован в инструкциях пользователей личных кабинетов. Также на сайте Росаккредитации размещены Рекомендации о порядке предоставления отчетности о результатах деятельности аккредитованных лиц во ФГИС Росаккредитации.

Случаи проведения технических работ во ФГИС Росаккредитации сопровождаются соответствующими объявлениями на сайте Росаккредитации, которые могут быть использованы аккредитованными лицами в качестве объективных свидетельств  при краткосрочном пропуске (1-2 рабочих дня) сроков представления указанной отчетности.

В подсистемах ведения реестров сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, предоставления сведений о выданных протоколах испытаний, исследований и измерений во ФГИС Росаккредитации для аккредитованных лиц предусмотрен функционал прекращения ранее выданных документов о подтверждении соответствия по тем или иным основаниям и отмены ранее выданных протоколов.

Обращаем внимание, что в связи с отсутствием в пределах установленной компетенции Федеральной службы по аккредитации обязанностей или полномочий Службы по самостоятельному внесению во ФГИС Росаккредитации сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц прием данной информации на бумажном носителе или посредством электронной почты с последующим переносом ее во ФГИС Росаккредитации Федеральной службой по аккредитации не осуществляется.

Неоднократное в течение одного года непредставление аккредитованным лицом сведений о результатах своей деятельностью непосредственно с использованием ФГИС Росаккредитации будет являться основанием для приостановления действия его аккредитации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона № 412-ФЗ.

О подаче заявлений на предоставление государственных услуг в электронном виде

Росаккредитация напоминает аккредитованным лицам о возможности подавать заявления на предоставление государственных услуг через личные кабинеты заявителей во ФГИС Росаккредитации.

В настоящее время реализована возможность подачи заявлений на предоставление следующих государственных услуг:

  • аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации,
  • подтверждение компетентности аккредитованных лиц,
  • расширение области аккредитации аккредитованного лица,
  • внесение изменений в запись об аккредитованном лице в реестре аккредитованных лиц (в связи с изменением места или мест осуществления деятельности аккредитованного лица).

Подача заявлений на предоставление государственных услуг в электронном виде существенно повышает скорость обработки входящей документации и эффективность взаимодействия специалистов Росаккредитации, экспертов по аккредитации, заявителей в рамках предоставления государственных услуг.

Новости взяты с сайта Росаккредитации

Читать полностью на сайте Росаккредитации

БЛИЖАЙШИЕ  КУРСЫ

ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА 2019-2020 гг.